19.05.08

«Вечные вопросы» требуют свежих решений

Проблемные вопросы по исполнению Административного регламента по ведению реестра таможенных брокеров и организации таможенного оформления и таможенного контроля в морских пунктах пропуска обсуждались на очередном заседании коллегии Федеральной таможенной службы.

Острота вопроса по организации пунктов пропуска при том, что товарооборот через морские порты интенсивно нарастает, грозит, по меткому замечанию руководителя ФТС России Андрея Бельянинова, превратиться в разряд «вечных вопросов». Хотя принят и вступил в силу закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», его исполнение пока вызывает массу вопросов.

Достаточно сказать, что он возложил на таможенные органы несвойственные им функции – оказание услуг по перевозке грузов, ввел ряд инноваций, затрагивающих таможенные органы. Так что основной задачей, направленной на ускорение таможенного оформления товаров в морских (речных) портах на ближайшую перспективу, является исключение из компетенции таможенных органов, расположенных в морских (речных) портах, функций по основному таможенному оформлению. Акцент должен быть установлен на осуществление ими таможенных операций, направленных на обеспечение контроля выгрузки и перевалки прибывающих (убывающих) товаров и транспортных средств, а также по выдаче разрешения на таможенный транзит.

В соответствии со статьями 69 и 119 Таможенного кодекса РФ местом прибытия товаров и транспортных средств на территорию РФ и убытия с этой территории являются именно пункты пропуска. В настоящее время в наиболее крупных и значимых для международных перевозок морских портах, таких, как Новороссийск, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Находка и других, пункты пропуска не установлены. По словам начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Андрея Болдырева, пункты пропуска установлены в 27 морских портах, 7 речных и 2 озерных, при этом лишь в 13 они открыты в соответствии с действующим законом. Еще 55 морских и 2 речных порта открыты для международного сообщения и захода иностранных судов, но пункты пропуска в них не установлены и, соответственно, они не могут быть обустроены и открыты в установленном порядке.

Необходимость завершения нормативного правового оформления пунктов пропуска неоднократно обсуждалась на заседаниях Государственной пограничной комиссии. Актуальность данной проблемы была также подтверждена итогами паспортизации пунктов пропуска, проведенной в соответствии с постановлением правительства РФ от 27 мая 2006 года № 312 «О паспортах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Другой проблемой, также отмеченной в ходе паспортизации, является недостаточное развитие материально-технической базы большинства пунктов пропуска, в том числе дефицит площадей под служебные помещения для государственных контрольных органов.

Действующие в настоящее время морские пункты пропуска недостаточно обустроены и плохо оснащены технически, а их транспортная инфраструктура не соответствует интенсивности грузопотоков.

Все это не понаслышке знают в ДВТУ, где на долю морских грузоперевозок приходится более 80 процентов всего грузопотока. Очень остро стоят и информационно-технические вопросы. До настоящего времени в таможенных органах отсутствует программный продукт, обеспечивающий автоматизированный учет судов и перевозимых на них товаров, и, соответственно, отсутствует общероссийская электронная база данных судов, осуществляющих международные перевозки товаров. Как заметил временно исполняющий обязанности начальника ДВТУ Юрий Берштейн, «сейчас все делается «врукопашную», и очень трудно отыскать требуемую информацию в неподъемных талмудах». Основной акцент в своем выступлении на коллегии Юрий Берштейн сделал на необходимости разработки эффективного механизма осуществления «сквозного» таможенного контроля товаров в порту.

И для ДВТУ, и для ЮТУ, в зоне деятельности которого функционируют 14 морских портов, актуальны обвинения в адрес таможенных органов участников внешнеэкономической деятельности в задержках по оформлению контейнеров. Однако, как заметил первый заместитель начальника ЮТУ Сергей Пашко, например, в порту Новороссийск почти четверть перевозчиков подают документы на таможенное оформление лишь на четвертый день после прибытия контейнеров в порт. По словам А. Болдырева, одним из способов разгрузки морских (речных) портов является развитие института «сухих» портов. По сути, они являются терминалами, расположенными в некотором удалении от морского (речного) пункта пропуска, но позволяющими осуществлять хранение и перевалку значительного количества товаров, с одновременным переносом ряда операций пограничного, таможенного и иных видов контроля из зон таможенного контроля, расположенных в морском порту, в «сухой» порт.

По словам начальника СЗТУ Михаила Прокофьева, значительный рост контейнерных перевозок – до 30 процентов в год – показывает, что на сегодняшний день возможности морских портов по дальнейшему увеличению объемов контейнерных перевозок практически исчерпаны. И в основном это обусловлено расположением морских портов в пределах населенных пунктов, отсутствием перспектив расширения их территории с целью создания терминалов для хранения импортных грузов. В настоящее время непосредственно на территории пункта пропуска осуществляется разгрузка, перегрузка товаров, их сортировка и хранение.

Анализ практической деятельности пунктов пропуска показывает, что длительное время пребывания товаров в пункте пропуска связано в первую очередь с неудовлетворительной работой экспедиторов, стивидорных компаний, отсутствием одного заинтересованного в ускорении товарооборота лица.

Кроме того, считает начальник СЗТУ, определенное влияние на вопросы логистики оказывают и контролирующие органы (таможенные, пограничные и прочие) при исполнении возложенных на них функций, а также все имеющие место случаи выполнения отдельными контролирующими органами несвойственных им функций. Так что одним из выходов из сложившейся ситуации и могли бы стать «сухие» порты.

Конечно, потребуется внесение изменений в существующую нормативную базу по поводу размещения государственных контрольных органов, в том числе таможенных, и осуществления ими своих функций на территории «сухих» портов, что в конечном итоге будет способствовать ускорению товарооборота. Таким образом, на территории пункта пропуска будет производиться только разгрузка/перегрузка товаров с морских (речных) судов на сухопутный транспорт, а сортировка, хранение и оформление осуществляться в «сухих» портах. Кстати, в этом году на базе Балтийской таможни будет проводиться эксперимент по схеме организации «сухого» порта с тем, чтобы полученный опыт проанализировать и распространить на другие таможни.

В зоне деятельности СЗТУ летом текущего года начнет работать новый порт Усть-Луга. Глава ФТС России предложил сделать его своеобразным учебным полигоном с прицелом на то, чтобы организация работы по таможенному оформлению и таможенному контролю в нем стала эталоном для всех остальных. Несмотря на то, что большинство из названных выше проблем находится вне компетенции таможенной службы, однако, как заметил Андрей Бельянинов, обязанности по таможенному оформлению и таможенному контролю с таможенных органов никто не снимал.

Проблемные вопросы возникли и по исполнению Административного регламента по ведению реестра таможенных брокеров, о чем в своем выступлении проинформировал начальник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Борис Шкуркин.

По его словам, по состоянию на 10 апреля текущего года в данном Реестре – 421 организация. Никто не оспаривает того, что институт таможенных брокеров – один из важных элементов околотаможенной инфраструктуры. Таможенные брокеры вносят значительный вклад в обеспечение непрерывности товарооборота во внешней торговле, облегчают процесс взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами при осуществлении таможенного оформления экспортно-импортных грузов, способствуют ускорению таможенного оформления и повышению качества таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу товаров.

Об этом красноречиво свидетельствует статистика, приведенная в докладе Бориса Шкуркина. Так, если в 2003 году доля ГТД, оформленная таможенными брокерами, составляла 28,9 процента, а доля таможенных платежей, уплаченных таможенными брокерами, равнялась 54,4 процента, то уже в 2005 эти цифры составляли соответственно 28,1 и 58,4, а в 2007 – 35,8 и 59,6 процента.

По словам Б. Шкуркина, результатом исполнения государственной функции при соблюдении всех условий включения в Реестр, указанных в статье 140 Таможенного кодекса РФ, является включение юридического лица в Реестр и выдача свидетельства об этом включении. Это свидетельство предоставляет организации право осуществлять таможенное оформление на всей территории России независимо от наличия филиала, представительства или обособленного подразделения в регионе деятельности той или иной таможни.

Но при этом для включения в Реестр необходимо подтверждение о наличии в штате лишь двух специалистов по таможенному оформлению. Кроме того, Таможенным кодексом прямо не определен круг лиц, которые при осуществлении деятельности организацией в качестве таможенного брокера (представителя), совершающего таможенные операции от имени декларанта или иных заинтересованных лиц по их поручению, вправе заполнять, удостоверять ГТД и иные документы, необходимые в таможенных целях. В связи с чем таможенные брокеры предоставляют полномочия осуществлять процедуры по таможенному оформлению любым своим сотрудникам, в том числе не имеющим квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. Как правило, таможенное оформление, производимое неквалифицированными сотрудниками, приводит к совершению технических и иных ошибок.

В результате такие таможенные брокеры совершают административные правонарушения. Если это происходит неоднократно, свидетельство может быть отозвано в соответствии с пунктом 2 статьи 145 Кодекса, а таможенный брокер исключен из Реестра. Если строго действовать букве закона, то из Реестра необходимо будет исключить очень многие организации, в том числе и системообразующие. Положение настолько серьезное, что глава Федеральной таможенной службы дал задание соответствующим управлениям ФТС России обеспечить прохождение законопроекта по внесению изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации в части совершенствования деятельности таможенных брокеров (представителей) в первом чтении до окончания весенней сессии Государственной думы.

Валентина ДУДКОВА

Журнал "Таможня"