В портах Кубани зафиксировали снижение грузооборота с зарубежными странами
В первом квартале 2025 года грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна снизился на 11,6 процента по сравнению с годом ранее - до 62,6 миллиона тонн. Для сравнения, в целом в России перевалка упала на 5,6 процента. Эксперты отмечают, что виной тому низкие мировые цены на нефть и уголь, сокращение добычи нефти, а также высокие издержки при перевозке по железной дороге.
По итогам первых трех месяцев сильнее всего в портах Азово-Черноморского бассейна просели перевозки сухих грузов, падение составило 20,5 процента (всего 25,8 миллиона тонн). Наливные грузы также показали отрицательную динамику в 4,1 процента (36,8 миллиона тонн). Такие данные приводит Ассоциации морских торговых портов.
Снижение перевалки в портах юга России в первом квартале вдвое больше, чем в целом по итогам 2024 года. Грузооборот тогда снизился на 5,4 процента. Напомним, что через порты Кубани на экспорт поставляются зерно, нефтепродукты, уголь, сера, минеральные удобрения и т. п. Также осуществляется перевозка контейнерных грузов.
В первом квартале 2025 года объем грузоперевозок через все российские морские порты сократился на 5,6 процента
Как ранее сообщали в Новороссийском филиале ФГБУ "Федеральный центр оценки безопасности и качества продукции АПК", в январе-феврале поставки зерна через порты Краснодарского края упали вдвое.
"На экспорт было направлено 4,1 миллиона тонн различных культур (пшеница, кукуруза, ячмень, овес, просо, гречиха, горох, чечевица, нут, вика, сафлор, плоды кориандра, семена льна и горчицы). Это в два раза меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года", - уточнили в ведомстве.
Уменьшается и перевалка угля. Вместе с тем снижаются и мировые цены на него.
"Торговые противостояния, низкие цены и профицит предложения угля внесли на рынок еще большую неопределенность. Укрепление рубля оставляет экспортные нетбэки (рассчитываются путем вычитания общей стоимости производства из полученного дохода. - Прим. ред.) на энергетический уголь отрицательными", - отметили эксперты "Центра ценовых индексов".
По данным центра, убыток экспортеров в марте в среднем составил 294,6 рубля за тонну (netback на энергетический уголь Russian Steam coal (5500 kcal/kg) на базисе FCA Кузбасс Дальний Восток).
Как рассказал "РГ" коммерческий директор по развитию навалочного бизнеса ОТЭКО Александр Гаганов, в первом квартале 2025 года объем грузоперевозок через все российские морские порты сократился на 5,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это свидетельствует о более широком масштабе проблемы и не ограничивается лишь Азово-Черноморским бассейном.
- Российский экспорт в последние месяцы уменьшился из-за более низких мировых цен на нефть и уголь, сокращения добычи нефти, прекращения транзита газа в ЕС. То есть мировая конъюнктура на текущий момент действительно не помогает экспортерам, но важно помнить, что сырьевые рынки развиваются циклично - за спадом и стагнацией идет стадия роста. Кроме того, для угля характерен фактор сезонности, так что мы ожидаем оживления уже к лету, когда повысятся уровни электрогенерации на высокотехнологичных азиатских рынках из-за высоких температур, - пояснил Александр Гаганов.
Он также отметил, что спрос на российский уголь не только сохраняется, но и имеет долгосрочную тенденцию к росту, особенно со стороны стран АСЕАН. И для обеспечения высокого уровня экспорта необходимо решать внутренние логистические проблемы, которые сегодня тормозят отрасль.
- Нужно добиться повышения эффективности от всей логистической цепочки, разработать и реализовать необходимые меры поддержки. Например, на южном направлении терминал ОТЭКО в Тамани готов переваливать более 60 миллионов тонн угля в год - и это потребность одной лишь Индии и только в металлургическом угле. Однако текущий уровень отгрузок существенно ниже, в частности, из-за высоких логистических издержек и имеющихся инфраструктурных ограничений. Хотя план по расшивке узких мест на железной дороге готов, он выполняется с задержками и не позволяет реализовать весь потенциал южного экспортного коридора, - заключил Александр Гаганов.