04.06.10

В Камчатской таможне состоялся совет с брокерами

31 мая в Камчатской таможне состоялось второе в этом году заседание с таможенными брокерами. Основным и, конечно, главным вопросом на обсуждении совета была тема, которая освещала создание Таможенного союза и вступление в скором будущем нового Таможенного кодекса. С докладом по данному вопросу перед членами совета выступил главный государственный таможенный инспектор отдела таможенных процедур и таможенного контроля Олег Главацкий. Он довел до присутствующих, что с 1 июля 2010 года вступает в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, что знаменует собой создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции). В целом порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с их территории соответствует тому порядку, что применятся в настоящее время в России. Однако есть некоторые новшества, которые необходимо знать гражданам и участникам ВЭД. К таким новшествам нужно отнести:
1. Принцип национального резидентства. Основные положения данного принципа содержатся в статье 368 ТК ТС. Статья гласит, что декларации на товары будут подаваться таможенным органам той страны, в котором проживает лицо, являющееся декларантом. Данное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользования, и таможенную процедуру таможенного транзита.

2. Порядок декларирования. Основным отличием от порядка, действующего в настоящее время, является то, что иностранные товары, ввезенные в любое из государств – членов ТС и помещенные под процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение товарами статуса «товаров таможенного союза», получают право свободно обращаться на всей территории ТС. Такое же право свободно обращаться на всей территории ТС с 1 июля 2010 года получают товары, происходящие из РФ, Республики Беларусь, Казахстана, а также товары, которые на указанную дату признавались отечественными в государствах – членах ТС. Исключение составляют товары, в отношении которых в государстве – члене ТС применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом. Сегодня это касается 409 товарных позиций, в отношении которых до 01.07.2010 в Республике Казахстан будут применяться ставки ввозных таможенных пошлин меньше, чем установлены Единым таможенным тарифом.

3. Транзит. В ТК ТС содержится единая таможенная процедура – таможенный транзит, то есть по сравнению с российским законодательством больше не будет деления транзитной процедуры на внутренний таможенный транзит (только по территории РФ) и международный таможенный транзит, осуществляемый через территорию РФ, что также упрощает правоприменительную практику.

Общие положения, касающиеся декларирования товаров в соответствии с выбранной таможенной процедурой (глава 27 ТК ТС) применяются в том числе, и к таможенной процедуре таможенного транзита. Состав сведений, подлежащих к указанию в транзитной декларации, не претерпел изменений, за исключением следующего:
- в транзитной декларации должны содержаться сведения о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой на уровне не менее первых шести знаков ( в ТК РФ – четырех знаков), а также сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается;
- не требуется указания в транзитной декларации сведений о водителях транспортных средств, о предполагаемом сроке таможенного транзита.

Подача таможенному органу транзитной декларации должна сопровождаться представлением ее электронной копии (в настоящее время это является правом, а не обязанностью).

ТК ТС четко определяются случаи, в которых применяется процедура таможенного транзита. К ним относятся в том числе перемещение товаров ТС от таможенного органа до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом ТС.

Расширен перечень случаев, когда не требуется принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. Если в ТК России не требуется принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита при перевозке товаров таможенным перевозчиком, то в соответствии с ТК ТС не требуется принятия мер, если декларантом является таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор, а также в случае, если товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

С учетом опыта таможенной службы Республики Беларусь в ТК ТС включено положение, в соответствие с которым таможенное сопровождение может осуществляться не только должностными лицами таможенных органов, но и иными организациями в соответствии с законодательством государства – члена ТС.

Устанавливаются новые особенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита:
- товары предъявляются таможенному органу не во всех случаях, а только по его требованию;
- после завершения таможенной процедуры таможенного транзита в течение трех часов перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано завершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранения или их таможенным декларированием.

4. Выпуск товаров в свободное обращение. Перечень документов, необходимых для таможенного декларирования товаров, определен непосредственно статьями ТК ТС. Возможность национального нормотворчества в данном вопросе исключена.

Изменилась норма, касающаяся срока подачи таможенной декларации на ввозимые товары. Ранее декларация должна быть подана не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в месте их прибытия или со дня завершения таможенного транзита. Данный срок мог быть продлен по мотивированному обращению декларанта до 4 месяцев. В ТК ТС таможенная декларация на ввозимые товары должна быть подана до истечения срока временного хранения товаров (не более 4 месяцев). То есть декларанту не придется лишний раз обращаться за разрешением в таможенный орган.

Срок выпуска товаров сокращается на 1 рабочий день (в ТК РФ – не позднее 3 рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления документов, необходимых для таможенного оформления и предъявления товаров).В ТК ТС срок выпуска – 1 рабочий день со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Так как в ряде случаев для проведения досмотровых операций таможенному органу необходимо более длительное время, предусмотрено продление срока выпуска до 10 рабочих дней с письменного разрешения начальника таможенного органа.

Новым в ТК ТС является отказ в выпуске товаров. Перечень документов, необходимых для декларирования и основания для выпуска товаров определены непосредственно ТК ТС. Поэтому, отказывая в выпуске товаров, таможенный орган в письменной форме указывает все причины, послужившие причиной отказа. Получив отказ, декларант сможет подать новую таможенную декларацию, устранив причины по которым ему было отказано, либо заявить другую таможенную процедуру, позволяющую таможенному органу осуществить выпуск товаров.

5. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела. Таможенный кодекс Таможенного Союза расширяет перечень лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Таким лицами будут являться: таможенный представитель, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, таможенный перевозчик, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор. Институт уполномоченного экономического оператора является новеллой в таможенном законодательстве России. Экономический оператор заменит собой лиц, пользующихся специальными упрощениями при таможенном оформлении товаров в соответствии со статьей 68 ТК РФ.

6. Стимулирование инноваций. Основные принципы, закрепляемые ТК ТС, направлены на упрощение порядка совершения таможенных операций в целях инновационной активности предприятий. Поэтому кодексом предусмотрено существенное сокращение сроков выпуска вывозимых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины – до 4 часов с момента регистрации таможенной декларации. Количество документов, представляемых экспортерами для помещения товаров под таможенную процедуру экспорта также сокращено с 14 видов до 7. Особо следует отметить, что в пакет документов, необходимых для подачи декларации на вывозимые товары, не включены документы, подтверждающие таможенную стоимость товаров. Требовать дополнительные документы, не включенные кодексом в перечень, таможенному органу запрещено.

7. Удаленный выпуск. Новым Таможенным кодексом создана правовая основа для внедрения технологии удаленного выпуска товаров, которая наряду с предварительным информированием и электронным декларированием должна поднять таможенное администрирование на качественно новый уровень.

Статья 193 ТК ТС определяет, при подаче предварительной декларации товары должны быть предъявлены таможенному органу, который зарегистрировал таможенную декларацию, или иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства – члена союза, в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации. Положения ТК ТС позволяют расширить практику применения технологии удаленного выпуска товаров, в том числе с использованием предварительного декларирования.

8. Перемещение товаров для личного пользования. В организации совершения таможенных процедур в отношении товаров для личного пользования изменения незначительны. Таможенный кодекс ТС допускает применение в местах прибытия на территорию таможенного союза системы «красного» и «зеленого» коридоров. При этом «зеленые» коридоры можно организовать не только в аэропортах, но и в автомобильных пунктах пропуска для лиц, которые будут следовать на автотранспорте, зарегистрированном в государствах – членах союза. С момента вступления ТК ТС такие транспортные средства декларировать не будет нужно, что значительно сократит время нахождения транспорта в автомобильных пунктах пропуска.

9. О системе таможенного законодательства. Таможенное законодательство таможенного союза состоит из:

- Таможенного кодекса таможенного союза
- международных договоров, принятых на основании ТК ТС
- решений Комиссии таможенного союза

Если какие-то из международных договоров еще не вступят в силу одновременно с ТК ТС, то пока в Российской Федерации будут применяться нормы национального законодательства, регулирующие в настоящее время соответствующие правоотношения.

Ряд вопросов, связанных с таможенным регулированием, отнесен ТК ТС к уровню национального законодательства. Для их урегулирования сегодня разработан проект Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ», который также вступает в силу 1 июля текущего года.

Заседание совета прошло конструктивно, все участники заседания понимают актуальность и важность рассматриваемых вопросов. Конечно, сегодня нельзя разрешить все вопросы, которые возникнут после вступления в силу ТК таможенного союза. Поэтому всем участникам совета было предложено при возникновении любых проблемных вопросов в целях их оперативного решения обращаться в Камчатскую таможню и собирать совет не по плановым датам, а в любое удобное для участников время.

Пресс-служба ФТС РФ ; 04.06.10