26.11.09

Таможенный союз создается с целью интеграции экономик и углубления сотрудничества, а не обострения конкуренции

Во время прямого эфира на республиканских телеканалах 13 ноября Президент Нурсултан Назарбаев, говоря о выгодах вступления Казахстана в Таможенный союз с Россией и Беларусью, отметил, что с образованием Союза создаются условия для взаимных инвестиций, создания совместных предприятий и развития бизнеса. Кроме того, упрощаются таможенные тарифы в связи с переносом таможенных постов на внешние границы Таможенного союза, упрощается и порядок взимания пошлинных налогов. Президент подчеркнул, что для товаропроизводителей Казахстана открывается огромный рынок - 170 миллионов человек. О том, что вступление в Таможенный союз окажет благотворное воздействие на экономику нашей страны, неоднократно говорилось и членами Правительства.

В то же время, несмотря на все разъяснения выгод от вступления в Таможенный союз, ожидания казахстанской общественности, складывающиеся под влиянием публикаций в некоторых отечественных СМИ, нельзя назвать однозначно оптимистичными. Казахстанцев пугает, в основном, предстоящая конкуренция с российской и белорусской промышленностью. Кроме того, некоторые авторы таких публикаций говорят как о чем-то неприятном и о том, что дележ таможенных пошлин будет производиться в соответствии с ВВП стран-членов Таможенного союза - хотя это, если вдуматься, справедливо, потому, что от размеров ВВП зависят и объемы рынков.

Если же говорить о конкуренции, то следует отметить, что в настоящее время - при полной независимости - казахстанский производитель не в состоянии занять достойное место на собственном рынке. Конечно, мы видим, что на рынке потребительских товаров и сейчас довольно много российской и белорусской продукции. Но еще больше - китайской, японской, турецкой, европейской, американской. После того, как Таможенный союз введет повышенные таможенные пошлины на товары из этих стран, какая-то часть рынка, на определенное время - которым нужно обязательно воспользоваться, - станет более доступной для продукции казахстанских предприятий. Сейчас эта продукция, даже когда она производится на самом современном оборудовании, не выдерживает конкуренции из-за высокой себестоимости. Можно вспомнить о том, что, даже в годы строительного бума в Астане и Алматы, построенные в Казахстане современные заводы по производству такого ходового товара, как сухие строительные смеси, не были загружены полностью - только потому, что на рынке было много аналогичной продукции из других стран. Об этом немало говорилось и писалось, причем, главной причиной нежелательного для казахстанского производителя присутствия на рынке зарубежного товара-аналога называли слишком низкие таможенные пошлины. Эти пошлины устанавливались иногда на уровнях, предусмотренных для очень нужных, дефицитных товаров - в условиях, когда отечественные предприятия не могли выйти на проектную мощность. Когда Таможенный союз установит внешние пошлины, зарубежным производителям и реализующим их продукцию в Казахстане торговым организациям будет гораздо труднее добиваться снижения этих пошлин - хотя бы потому, что такие решения будут приниматься коллегиально, с учетом интересов товаропроизводителей не одной, а сразу трех стран.

Что касается засилья на нашем рынке российских и белорусских товаров, то оно в какой-то мере существует и сегодня. Но в Таможенном союзе, когда для россиян и белорусов, так же, как и для нас, подорожают товары, ввозимые из-за пределов Союза, может оказаться востребованной казахстанская продукция, которую до сих пор в Россию и Беларусь ввозили из третьих стран. Например, такие товары, как мясо, шерсть, кожевенное сырье из Казахстана, в соответствии с идеологией Таможенного союза, должны для России и Беларуси стать предпочтительнее, чем, скажем, из Монголии - при прочих равных условиях.

Одно только соглашение по выравниванию железнодорожных тарифов позволит увеличить товарооборот и грузооборот между нашими странами на 30 процентов.

Кроме перечисленного, ограничение импорта из третьих стран должно привести к углублению кооперации между реальными секторами экономики стран Таможенного союза. Например, уменьшение импорта подержанных автомобилей из Европы и Японии будет способствовать повышению спроса на российские автомашины. Это, в свою очередь, приведет к росту объемов производства автомобилей в России. А технологическая общность стран Таможенного союза, сохранившаяся с советских времен, позволяет Казахстану участвовать в этом производстве.

Можно привести в пример завод «Карданвал» в Южно-Казахстанской области, который совместно со своим партнером - головным предприятием во времена СССР - Ульяновским автозаводом в России, намерен уже сейчас создать совместное предприятие по сборке автомобилей УАЗ. Нужно отметить, что казахстанский завод до сих пор производил только карданные валы и крестовины для УАЗов, а теперь, согласно планам руководства двух заводов, будет производить до 30 процентов комплектующих. Вряд ли можно сомневаться в том, что 30 процентов комплектующих для автомобилей западных марок в Казахстане в обозримом будущем производиться не будет.

Кроме того, здесь уже готовятся к выпуску карданных валов для автомашин «Газель», для сельскохозяйственных машин казахстанского производства.

Для того, чтобы избежать резкого роста цен на ряд импортных товаров, Казахстан согласовал с Россией и Беларусью переходный период на 5-10 лет, в течение которого будут сохраняться прежние тарифы.

Как безусловный плюс от создания Таможенного союза всеми признаются возможности для развития, предоставляющиеся казахстанской легкой промышленности, которая до сих пор безнадежно проигрывала китайской. Кроме того, налоговое законодательство Казахстана, в результате проведенных в последние годы реформ, значительно облегчает ведение бизнеса в реальном секторе экономики, что дает отечественному производителю определенное преимущество в конкуренции с российскими и белорусскими предприятиями. Общая индустриальная отсталость Казахстана, обусловленная однобоким развитием экономики нашей республики в советский период, в правовом поле Таможенного союза, защищающем от конкуренции с третьими странами, как рассчитывает Правительство, будет преодолена - для этого и разрабатываются планы по форсированному индустриально-инновационному развитию.

Кроме того, создание Таможенного союза позволит Казахстану и Беларуси вступить во Всемирную торговую организацию вместе с Россией - на тех выгодных условиях, которые оговаривает для себя Российская Федерация.

В целом, Таможенный союз создается с целью интеграции экономик и углубления сотрудничества, а не обострения конкуренции, хотя такое обострение неизбежно произойдет. Но если мы действительно собираемся войти в число 50 конкурентоспособных стран мира, то следует воспринимать конкуренцию в рамках Таможенного союза как подготовку к более жесткой конкуренции на мировых рынках.

inform.kz 26.11.09