20.02.12

Таможенный союз России в Средней Азии неизбежен

Резюме

Киргизия подала официальную заявку на вступление в Таможенный союз под руководством России - организацию, созданную с целью укрепить экономическое и политическое влияние России на территории бывшего Советского Союза. Несмотря на то, что присоединение к этому союзу нанесет ущерб киргизской экономике во многих отношениях, ее отказ от вступления может послужить поводом для России применить против Киргизии любой из имеющихся у нее рычагов давления. Другие государства Средней Азии пристально наблюдают за Киргизией, поскольку ее вступление в Таможенный союз, вероятнее всего, будет означать, что они тоже, в конечном итоге, станут его членами.

Анализ

Киргизия подала заявку на вступление в Таможенный союз – экономическое и геополитическое образование, которое Россия использует для расширения своего влияния на территории бывшего Советского Союза (в настоящее время его членами являются Россия, Белоруссия и Казахстан). В некоторых отношениях членство в Таможенном союзе нанесет ущерб киргизской экономике: будут введены более высокие тарифы, кроме того, Киргизия в некотором смысле потеряет автономию в принятии решений в вопросах международной торговли. Тем не менее, отказ от вступления в союз станет еще более рискованным шагом, чем присоединение, поскольку Москва уже имеет множество рычагов давления на Бишкек. Важнее всего то, что вступление Киргизии в союз позволит Москве с большей легкостью убедить другие государства Средней Азии – Таджикистан, Туркмению и Узбекистан – присоединиться к этому образованию.

Влияние на экономику Киргизии

В отличие от других членов Таможенного союза с сильной экспортной экономикой, Киргизия находится в зависимости от импорта. Киргизия не является экономически самостоятельным государством, она зависит от России, Китая и ее соседей по Средней Азии в вопросе обеспечения своих базовых потребностей. На долю России приходится почти 34% импорта Киргизии, а также 70% импорта нефти, и, будучи главным получателем экспорта, Россия приобретает 17,3% экспорта Киргизии. Другим важнейшим торговым партнером является Китай. Киргизия импортирует электронику, мясо, одежду и сельскохозяйственные продукты и экспортирует 75% этих дешевых китайских товаров в другие государства Средней Азии и в Россию. Узбекистан поставляет природный газ в города Киргизии и ее северные и южные районы, а на долю Казахстана приходится 5-7% поставок нефти в это государство.

Вступление в Таможенный союз затронет ориентированную на импорт экономику Киргизии в нескольких отношениях. Если Киргизия станет его членом, ей придется ввести среднюю тарифную ставку в размере 10,6%, которая более чем в два раза превышает тарифную ставку, существующую в Киргизии в настоящий момент и составляющую 5,1%. Вместе с вступлением в Таможенный союз увеличится также и налог на добавленную стоимость (НДС): в настоящее время НДС в Киргизии составляет 12%, а налог в государствах союза – 17%. Цель таких повышенных тарифов – облегчить торговлю внутри союза и усложнить ведение торговли со странами, не входящими в состав блока. Однако более высокие импортные пошлины влекут за собой повышение цен на потребительские товары, включая автомобили, лекарства, компьютеры и одежду, импортируемые из стран, которые не входят в состав Таможенного союза. Это снизит способность Киргизии импортировать и реэкспортировать дешевые китайские товары. (Повышение цен на импорт из Китая, вероятно, также затронет черный рынок Киргизии.) Китай рассматривает Киргизию как важный рынок сбыта, поскольку ее функция реэкспортера создает торговый коридор в Средней Азии, но членство Киргизии в Таможенном союзе ослабит значение этого коридора.

Членство в Таможенном союзе также затронет свободу Киргизии в вопросе контроля над ее собственной политикой внешней торговли. Члены руководящего органа блока – Комиссии Таможенного союза – не имеют равных прав голоса в принятии решений. В настоящее время Россия обладает 57% голосов, а Казахстан и Белоруссия - по 21,5%. Киргизии придется согласовывать свои решения с другими членами блока и получать одобрение со стороны России перед принятием решений в сфере внешней торговли.

Членство Киргизии в Таможенном союзе может также поставить под угрозу ее отношения с Всемирной торговой организацией (ВТО). Сейчас Киргизия – это единственное государство Средней Азии, входящее в состав ВТО, однако вступление в Таможенный союз будет противоречить ее обязательствам как члена ВТО. Киргизское правительство знает, что, даже если страна вступит в союз в 2012 году, ее членство не будет активировано в течение следующих двух или трех лет, поэтому у него будет время разобраться с деталями и выработать некое решение этой дилеммы. Бишкек может выйти из состава ВТО или попросить о внесении некоторых поправок в правила ВТО (Россия смогла вступить в ВТО, несмотря на ее членство в Таможенном союзе, хотя обстоятельства Киргизии несколько иные, поскольку она уже является членом ВТО).

Взгляд Киргизии на вступление в союз

Бишкеку хорошо известно, что вступление в Таможенный союз создаст множество проблем, однако он также знает, что отказ от членства будет дорого ему стоить. Вероятнее всего, Киргизия будет подвергаться давлению со стороны государств-членов союза, особенно России, у которой есть множество рычагов воздействия на Киргизию. Эти два государства не только связаны тесными экономическими связями - Россия, кроме того, является гарантом безопасности Киргизии. Киргизия - член Организации договора о коллективной безопасности, главой которой является Россия. У последней есть несколько военных объектов на территории Киргизии, включая авиабазу Кант, за аренду которой Россия платит. Более того, многие киргизские граждане, работающие в России, отправляют домой денежные переводы, и Россия предоставляет Киргизии кредиты и гранты.

Вероятно, самый очевидный рычаг воздействия России на Киргизию – энергоресурсы. В 2010 году Россия повысила тарифы на свой экспорт топлива в Киргизию, что оказало серьезное давление на тогдашнего президента Курманбека Бакиева, который ушел в отставку в результате революции, произошедшей при поддержке России. Нынешний президент Киргизии Алмазбек Атамбаев убедил Москву снизить тарифы, однако ничто не мешает Москве вновь их повысить. Как Россия уже поступала с другими странами, такими как Украина, она может даже прекратить поставки энергоресурсов в качестве карательной меры. Однак, если Бишкек будет действовать с учетом желаний Москвы и вступит в Таможенный союз, Россия может пойти на некоторые уступки, такие как, например, увеличение размера финансовой помощи или более выгодные цены на энергоресурсы.

Атамбаев осознает последствия противодействия России, однако здесь необходимо учитывать и другие факторы. Киргизская оппозиция с подозрением относится к Таможенному союзу, и ее представители неоднократно высказывались против вступления в него без того, чтобы предварительно все не обдумать. Учитывая политическую и социальную нестабильность в Киргизии, Атамбаеву придется действовать очень осмотрительно. Внутренняя политическая ситуация и состояние безопасности Киргизии в 2012 году, несомненно, станет фактором, влияющим на скорость вступления страны в союз.

Вероятный курс Средней Азии

После Киргизии самым вероятным претендентом на вступление в Таможенный союз будет Таджикистан. Душанбе уже выразил свою заинтересованность в этом блоке, а его экономическая зависимость от Москвы, а также зависимость в сфере безопасности позволят России легко убедить его присоединиться к союзу. Однако Таджикистан пока не начал никаких официальных процедур для подготовки к вступлению в блок, а Москва ясно дала понять, что сначала Киргизия должна к нему присоединиться. Когда это произойдет, Таджикистан столкнется со многими из тех экономических последствий, которые испытает на себе Киргизия, поскольку экономики обоих государств серьезно зависят от импорта.

Когда Киргизия и Таджикистан вступят в Таможенный союз, Узбекистан окажется почти полностью окруженным членами этого блока. Пока Узбекистан не выразил своей заинтересованности в присоединении к этому блоку, более того, он даже высказывался с критикой в адрес союза, назвав его методом политически мотивированной интеграции. Сосед Узбекистана, Туркмения, пока не высказывалась по поводу этого вопроса, а прежде она уже столкнулась с экономическими трудностями в попытке сохранить свою независимость и обособленность. Пока Киргизия и Таджикистан проходят через процедуру вступления в союз, у Туркмении и Узбекистана будет время, чтобы ему сопротивляться. Однако когда государства-члены союза окружат их географически, России будет гораздо легче оказывать давление на этих последних уклонистов в Средней Азии в попытке заставить их присоединиться к союзу.

Пока остается неясным, насколько долго Туркмения и Узбекистан смогут сопротивляться вступлению в Таможенный союз, однако это сопротивление, вероятнее всего, будет недолгим. Если большинство государств Средней Азии станут членами союза, оставаться за пределами этого блока будет трудно в экономическом и политическом смыслах.

Таможенный союз – это лишь одна ступень российского плана по укреплению своего влияния среди своих ближайших соседей. Следующим этапом станет создание Единого экономического пространства и Евразийского союза. Москва не стремится воссоздать Советский союз, поскольку этот план оказался неосуществимым. Скорее Москва пытается выстроить систему, в рамках которой она сможет оказывать влияние на бывшие республики Советского Союза, не возлагая на себя ответственность за повседневные внутренние хлопоты каждого государства. Несмотря на то, что Москва обязательно столкнется с некоторым сопротивлением, укрепление ее влияния в Средней Азии продолжится, и вступление Киргизии в Таможенный союз является важнейшим шагом на этом пути.

ИноСМИ