04.07.11

Таможенный союз лишил работы белорусских перегонщиков иномарок

Первое июля 2011 года - новая дата в истории стран Содружества. В этот день Беларусь, Казахстан и Россия стали ближе друг другу: таможенные пункты с внутренних границ перешли на внешние рубежи. Это значит, что перевозить товар, например, из Минска в Москву теперь можно беспрепятственно. Как отмечает МТРК «Мир», исчезли все виды государственного контроля.

Казахстану и Беларуси, впрочем, придется привыкать и к другим переменам. Раз уж единая таможенная территория, значит и одинаковые ввозные пошлины. За ориентир взяли Россию. А здесь ставки были значительно выше, чем у соседей. Речь, прежде всего, идет об автомобилях.

Белорусские перегонщики с конца 90-тых годов стали лидерами по поставкам подержанных иномарок на рынок республики и соседних стран. Иногда даже официальные автодилеры не выдерживали конкуренции с частниками. Теперь же пошлины на машины выросли в 4 раза.

Перевозчик Юрий Куликовский в эту июльскую ночь лишился прибыльного бизнеса. Раньше в Европу за автомобилями он ездил несколько раз в месяц. На жизнь хватало - мог прокормить и себя, и родителей. «Граница закрылась, пока звонков нет по перевозке. Надеюсь, будет что из России возить сюда на ремонт», - говорит Юрий.

Первого июля в полночь дешевые иномарки закончились. Теперь таким, как Юрий Куликовский, для того, чтобы оформить заграничную машину, придется раскошелиться. Пошлины увеличились в несколько раз, теперь они такие же, как и в России.

«Растаможка» 5-летнего «европейца» с объемом двигателя 2 тыс. кубов обойдется в 9,5 тыс. евро. Если автомобиль помощнее - объем двигателя 3 тыс. кубов - готовить нужно 17 тыс. евро, не меньше. Эксперты теперь гадают - не превратится ли автомобиль из средства передвижения в предмет роскоши.

«Машина становится по стоимости как квартира, то есть теперь это уже довольно серьезное вложение, в будущем купить автомобиль будет сложнее. Раньше, к примеру, за 5 тыс. долларов можно было купить какой-то автомобиль, а сейчас нужно 10 тыс.», - говорит эксперт по автобизнесу Анатолий Шевченко.

Если юридические лица в Беларуси такие пошлины платят уже давно, то автомобилистам к ним еще нужно привыкнуть. Готовиться к жизни по новым расценкам белорусы начали за несколько месяцев. Горячим временем для пограничников стали апрель и май. Своего пика автомобильный бум достиг в последние дни июня. На границе - очередь из сотни авто. Автовладельцы стали беспокоится, что не успеют вовремя оформить свои машины. Люди были готовы ждать даже не часами - целыми сутками.

Чтобы снять ажиотаж, белорусским таможенникам пришлось забыть о сне. Работали 24 часа в сутки. В последние дни июня на границу вышел чуть ли не весь личный состав пропускных пунктов. На такой же график перешли и отделения банков в пунктах оформления. Эти меры в итоге принесли результат - всех желающих удалось оформить вовремя, хотя без адреналина не обошлось.

Этот черный пикап сначала долго стоял на приграничной парковке. Потом - на пункте оформления в Минске. Водитель Владимир Кублицкий уже начал беспокоиться - а вдруг по старым пошлинам машину оформить не получится. Из-за открытого кузова таможенники долго не могли определиться - грузовик это или легковушка. «Насчитали 13 тыс. евро. Это как за новый автомобиль с конвейера», - говорит владелец машины.

В последний день июня за час до закрытия таможенного пункта Владимир наконец забирает машину. Таможня дает «добро». «Приехал оценщик, сфотографировал, решил все нюансы, зафиксировал пробег и все - оценили нормально», - радуется водитель.

По статистике, самый популярный в Беларуси автомобиль - это как раз такая иномарка возрастом 5 лет и старше. Их покупали в основном из-за соотношения цены-качества. Неприхотливая, пригодная для белорусских условий и самое главное - недорогая. Сейчас исчезло главное ее преимущество - хорошая цена. Впрочем, от подержанных иномарок Беларусь вряд ли откажется. Только теперь их, скорее всего, будут возить из России.

Руслан Ананьев всю жизнь коллекционирует именно российские автомобили. Первым был ГАЗ-21, сейчас по городу разъезжает на ЗИЛе-41047. Такой же автомобиль в советское время возил партийных лидеров и генералов.

Подержанные европейские машины Руслан не жалует - говорит, «металлолом на колесах». Но в то же время сомневается - а будет ли российский автомобиль надежно работать в Беларуси. «Чтобы российский автомобиль мог нормально работать, ему нужно хорошее обслуживание, а у нас с сервисом есть проблемы», - говорит Руслан.

Переориентироваться придется теперь и автомобилистам, и бизнесменам. Перегонщики, скорее всего, перейдут на запчасти. А от бэушек - как считают продавцы авторынка - водители все же вряд ли откажутся. Во всяком случае, в ближайшее время. За последние четыре месяца в республику ввезли едва ли не столько же автомобилей, сколько за прошлый год.

МТРК Мир