01.06.11

Столица все-таки останется с таможней

Планировавшийся ранее вывод таможенного декларирования товаров из Московской области в приграничные районы страны не состоится. ФТС России решила отказаться от этих планов. Дело может ограничиться лишь переносом контроля (досмотр, проверка документов) грузов, ввозимых в нашу страну автотранспортом. Как пояснили в Центральном таможенном управлении (ЦТУ), на территорию деятельности которого поступает до 70% направляемых из-за рубежа товаров, вывода декларирования из Подмосковья не будет и число мест оформления не сократится

Отметим, что это заявление последовало после того, как в ряде СМИ появилась информация, что руководитель ФТС России Андрей Бельянинов подписал "План мероприятий по реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к госгранице РФ". Документ, в частности, поручал ЦТУ разработку плана вывода декларирования товаров из Московской области с ноября 2011 года. Новость вызвала вал обращений в управление от участников ВЭД, встревоженных очередными возможными переменами. У всех еще в памяти события 2009 года, когда решением ФТС России оформление большинства товаров было перемещено из столицы в Московскую область.

Напомним, что в результате проведенных структурных преобразований с января этого года в регионе работают два таможенных органа. Первым является Московская областная таможня, объединившая все действовавшие ранее подмосковные таможни. В ее подчинении находятся 20 таможенных постов и 9 отделов таможенного оформления и таможенного контроля с кодом. Вторым - Московская таможня, имеющая в своей структуре 7 таможенных постов.

Как пояснил ситуацию начальник службы организации таможенного контроля ЦТУ Владислав Самсонов, пункт о выводе декларирования из области содержался в планах реализации Концепции на 2008 и 2009 годы и "непонятно, каким образом" он оказался включенным и в план на текущий год. В ЦТУ утверждают, что им удалось убедить ФТС России изменить документ, и сейчас управление готовит предложения по выводу из Подмосковья лишь "отдельных таможенных операций". Речь идет о фактическом контроле ввозимых товаров, который включает осмотр и досмотр товаров, проверку сопроводительной документов и прочее. При этом вывод контроля не коснется порядка 40% прибывающих сейчас в Московскую область товаров - мяса, лекарств, диппочты и почты, прочих спецгрузов.

Эта оговорка со стороны ЦТУ позволила некоторым специалистам сделать заключение, что в Московском регионе упомянутая Концепция как минимум де-факто пересматривается. Таможенники с такой оценкой если в чем-то и согласятся, то обязательно с оговорками. При этом для всех посвященных ясно как белый день, что рассчитывать на отказ со стороны ФТС России от Концепции наивно и недальновидно. В последнее время своими действиями служба уже доказала твердую готовность на деле реализовать намеченные преобразования.

В то же время для разгрузки транспортных потоков в столице были озвучены предложения по выносу таможенного оформления части железнодорожных грузов и грузовых дворов в Московскую и соседние области. Как сказал начальник ЦТУ Сергей Прусов, реализация этого проекта может начаться уже в августе. Он уточнил, что изменения коснутся только тех грузов, которые поступают в столицу железнодорожным транспортом под таможенным контролем. Они составляют 7-10% всех товаров, поступающих по железной дороге. В ОАО "РЖД" подтвердили факт подписания документа о выносе "дворов", где консолидируются железнодорожные грузы, за пределы малого железнодорожного кольца Москвы. При этом уточнили, что соглашение, в котором будет указано, куда и в какие сроки планируется перенести находящиеся на территории столицы грузовые дворы, РЖД и правительство Москвы должны подготовить к 1 августа.

Дело в том, что сегодня автомобильным транспортом в столицу практически не поступают грузы под таможенным контролем. Однако значительный товаропоток идет по железной дороге. За 3 месяца 2011 года в Московскую таможню этим видом транспорта поступило свыше 8,5 тыс. товарных партий. Основной объем декларирования грузов (81%), перемещаемых по стальным магистралям, в Москве приходится на таможенные подразделения, базирующиеся на станциях Октябрьская, Павелецкая, Кунцево-2, Митьково-2, Киевская. Они расположены в черте города, контейнерные площадки занимают достаточно большие территории. Соответственно, автотранспорт, перевозящий грузы, доставленные по железной дороге, отрицательно влияет на дорожную обстановку встолице.

Среди мер по оптимизации транспортной инфраструктуры мегаполиса были определены мероприятия по управлению грузовыми потоками. В том числе - вывод таможенных объектов за пределы города. В свою очередь, ЦТУ проанализировало возможность вывода отдельных таможенных операций в отношении товаров, доставляемых железнодорожным транспортом, из столицы в Московскую область. На сегодняшний день уже определены приоритетные места за ее пределами для совершения таможенных операций, связанных с фактическим контролем, разгрузкой или перегрузкой товаров, поступающих по железной дороге. Это Михневский таможенный пост Московской таможни (Московская область, Подольский район), таможенно-складской комплекс "Таском" (г. Обнинск, Калужская область), транспортно-логистический комплекс "РОСВА" (ст. Воротынск, Калужская область). Данный перечень не является окончательным и в дальнейшем будет расширяться. Как заявил Сергей Прусов, "стратегического значения для города данные грузы не представляют - это и различный ширпотреб, и сырье. Они будут оформляться вблизи столицы и доставляться в город непосредственно на рынки сбыта".

Сейчас, как уточнил Сергей Прусов, вначале контейнер приходит в Москву, за ним через весь город идет фура, которая - опять через город - везет его разгружать за пределы столицы, а пустой контейнер возвращается по московским улицам. При этом опоздавшие на пункты таможенного оформления автомобили зачастую скапливаются на городских улицах. Данная инициатива, как считают эксперты рынка, не сильно скажется на состоянии рынка складской недвижимости в столице и Московской области. Сегодня 90% всех грузоперевозок осуществляется автомобильным транспортом, и вывод 10-15 тыс. кв. м железнодорожных складов на общей ситуации никак не отразится. Кроме того, далеко не всем арендаторам складских площадей требуются услуги по растаможке грузов.

Что же касается формирования других региональных таможенных органов, действующих на территории Центрального округа, то те областные таможни, где нет пунктов пропуска и где невелики объемы таможенного декларирования, скорее всего, будут преобразованы в таможенные посты с присоединением к более крупным таможням. Так, в планах ЦТУ осуществить в ближайшее время присоединение Тамбовской таможни к Воронежской, Орловской - к Курской, Костромской - к Ярославской и так далее.

В то же время специалисты прогнозируют, что вскоре проблемы таможенного характера могут возникнуть у импортеров лекарств. Дело в том, что в ближайшее время количество таможенных постов в Московской области, предназначенных для оформления лекарственных средств, может сократиться с 20 до 4. Сейчас через них проходит до 80% всего импорта, поэтому фармкомпании опасаются перебоев в поставках. О предстоящих изменениях специалисты узнали из опубликованного ФТС России на ее сайте проекта приказа. Из него следует, что вскоре в Московской области останутся лишь 4 таможенных поста, которые получат право проводить операции с лекарственными средствами. Это Лыткаринский таможенный пост (складские помещения логистического оператора "Айтемс-Склады"), Давыдовский пост ("Фармат") и его отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 2 ("Норстон"), а также Мамонтовский ("Таможенный склад Транссервис", принадлежащий группе "Протек").

Сейчас документ службы находится на экспертизе в Минюсте, если его пропустят, как уточнила представитель пресс-службы ФТС России, то он будет зарегистрирован и спустя 30 дней после публикации в "Российской газете" вступит в силу. Пока же оформление лекарств можно производить на любом из 20 таможенных постов, расположенных в Московской области. По плану службы, сокращение постов произойдет в мае. У оставшихся четырех постов есть лицензии Росздравнадзора на осуществление фармдеятельности.

По данным центра маркетинговых исследований "Фармэксперт", в 2010 году в Россию было ввезено 1,87 млрд упаковок лекарственных средств, в денежном выражении импорт составил 9,89 млрд долларов, что, в свою очередь, составляет почти 70% всего внутреннего рынка. Эксперты утверждают, что сегодня через таможенные органы Московской области проходит до 80% всего лекарственного импорта. Поэтому они опасаются, что действия ФТС России по сокращению постов могут привести к сбою поставок фармпродукции и даже отсутствию некоторых лекарств в аптеках. По сложившейся в последнее время практике импортеры, фармдистрибьюторы и аптеки работают в жестком графике, запасы в отрасли небольшие, поэтому если нынешние сроки оформления - два-три дня - увеличатся вдвое, это может привести к заметному отсутствию товара на полках. В ответ владельцы четырех уполномоченных приказом таможни складов утверждают, что их мощности сейчас не загружены полностью, поэтому задержек не возникнет. Однако эта новость не сильно успокаивает импортеров, которые ожидают появления очередей на таможне, хотя и надеются, что сроки оформления существенно не возрастут. При этом они не исключают возможности переноса оформления продукции в другие регионы, хотя их нынешняя логистика этого не подразумевает. Как все обернется на самом деле, покажет время.

"Таможенные новости"