16.01.06

Спрос на иномарки в России растет стремительными темпами

И наступивший год не станет исключением. Среди лидеров спроса - японские и корейские модели. А в перспективе к ним присоединятся и "китайцы".

В прошлом году в России было продано около 567 тыс. новых иномарок. Из них лишь 110 тыс. (19%) пришлось на автомобили иностранных брендов, собранные в нашей стране. Кроме того, впервые с 2003 года значительно (на 19%) вырос ввоз в Россию подержанных иномарок. Всего на отечественном рынке было продано около 380 тыс. бывших в употреблении иностранных авто, а в финансовом исчислении продажи импортного "секонд-хэнда" превысили выручку всех российских автопроизводителей, вместе взятых (свыше $5 млрд.).

Абсолютным лидером среди всех новых иномарок в России по итогам прошлого года стала модель С-класса Mitsubishi Lancer (почти 40 тыс. проданных авто). В этой модели покупателя привлекает прежде всего то, что за относительно небольшие деньги (от $15 тыс. до $21 тыс.) он может приобрести современный качественный автомобиль японского производства.

Любопытно, что японские и корейские автомобили заняли 9 из 10 первых мест в списке самых популярных у россиян машин по итогам прошлого года. Цены "азиатов", как правило, оказываются предпочтительнее конкурентов. Хотя сводить объяснение этого феномена лишь к более привлекательной цене было бы неверно. Средняя цена иномарок, продаваемых в России, составляет $26 тыс., что даже превосходит стоимость автомобилей на рынках многих развитых стран. Так, цена одной из самых популярных у россиян модели, Toyota Camry, начинается с $32 тыс.Следуя логике рынка, можно сказать, что японские и корейские производители сумели сделать россиянам лучшее предложение по соотношению цена/качество, нежели их европейские или американские конкуренты.

"Французы" из... Ирана

Для многих автовладельцев не станет откровением тот факт, что те же "японки" или "американки" являются таковыми по месту их рождения. Заводы автомобильных концернов в действительности разбросаны по всему миру, и поставки в Россию идут из самых разных его уголков (см. таблицу). Так, занявший второе место по популярности среди иномарок у наших сограждан Hyundai Accent, собирают в России, на Таганрогском автомобильном заводе (ТагА3). В прошлом году ТагАЗ выпустил 32, 7 тыс. Accent. В целом же Hyundai, с учетом всех проданных моделей, прочно заняла первое место по популярности иномарок у россиян, продав на отечественном рынке 87, 5 тыс. своих автомобилей. Это почти вдвое больше, чем в прошлом году. И можно не сомневаться, что Hyundai первой из иностранных компаний преодолеет в этом году рубеж в 100 тыс. автомобилей, проданных на российском рынке.

Бытовавшее некоторое время назад мнение, что иномарки российской сборки уступают своим иностранным аналогам по качеству, теперь не находит подтверждения на практике. Ведь комплектующих российского производства в "наших" иномарках до обидного мало (ни в одном автомобиле этот показатель не превышает пока 30%). К тому же все собранные автомобили проходят единый для всех заводов мировых автоконцернов тест на соответствие качеству. И репутация для производителя важнее сиюминутной прибыли.

Как заявил "Профилю" Рубен Манукян, директор по маркетингу группы компаний "Независимость" (один из крупнейших в России дилеров иномарок), по ряду параметров качества российские иномарки даже превосходят зарубежные аналоги. "Отечественные заводы уделяют особое внимание максимальной адаптации иномарок местной сборки к российским условиям эксплуатации (лучшая защита двигателя, гарантированный запуск при низких температурах, увеличенный клиренс)", - полагает Манукян.

Любопытно, что в борьбе за клиента на российском рынке порой сталкиваются различные производители одних и тех же моделей. Так, осенью прошлого года разгорелся скандал между Peugeot и иранской Khodro, выпускающей автомобили по лицензии французского гиганта. Peugeot обвинила Khodro в несанкционированном импорте в Россию автомобилей под своей маркой.

Khodro самостоятельно поставляла из Ирана в Россию модель Peugeot 206. Представители Peugeot заявили, что у иранского партнера нет права на прямой экспорт в страны, где французы сами, напрямую занимаются дистрибуцией. В России концерн создал для этих целей Peugeot Rus Auto, и продажи в обход данной компании были расценены как нарушение соглашения с иранским производителем. Ко всему прочему иранцы могли помешать планам Peugeot поставлять с лета 2006 года новую версию Peugeot 206 с кузовом седан.

В результате после серии переговоров Khodro получила от французского концерна право самостоятельно продавать в России лишь модель Samand иранского производства на базе "древнего" Peugeot 405. А обновленный Peugeot 206 будет поставляться из Франции и реализовываться через официальных дилеров компании.

"Секонд-хэнд" возвращается

Еще несколько лет назад серьезной проблемой для легальных поставщиков иностранных машин была конкуренция со стороны серых дилеров, чья доля в поставках иномарок в нашу страну достигала 30%. Но с устранением разного рода таможенных льгот, введением контроля таможенной стоимости и бурным развитием официального бизнеса через сеть дистрибьюторов и дилеров поток серого импорта резко сократился. По оценкам экспертов, сейчас "частники" ввозят в Россию не более 2 тыс. новых иномарок в год. Игроки в этом сегменте промышляют в основном завозом дорогой автоэкзотики, моделей, не представленных официально в России, и тех машин премиум-брендов, которые, например, в США стоят значительно меньше, чем в Европе.

Куда большей головной болью для поставщиков новых иномарок является "секонд-хэнд", поставки которого в нашу страну в прошлом году неожиданно вновь резко возросли. Подавляющее большинство подержанных иномарок составили праворульные машины из Японии. Автопарк России пополнился ими в прошлом году более чем на 200 тыс. машин. Но так было и раньше. Единственное ощутимое изменение в структуре импорта "секонд-хэнда" - увеличение ввоза в Россию американских машин, связанное с ослаблением позиций доллара и низкими ценами в США.

Объяснение новому нашествию "секонд-хэнда" найти несложно. Несмотря на повышение пошлин на импорт подержанных автомобилей в 2003 году, на деле продавцы "секонд-хэнда" пока легко обходят несовершенство законов. Реальная стоимость машин на границе практически не отслеживается. По словам генерального менеджера по стратегическому маркетингу Группы компаний "Рольф" Валерия Тараканова, импортеры подержанных машин заявляют в декларациях смехотворные цены и платят с них столь же смехотворные пошлины.

Кроме того, на бывшие в употреблении автомобили власти до сих пор не распространили систему сертификации, обязательную для новых машин. Технические требования и правила безопасной эксплуатации автотранспортных средств к "секонд-хэнду" также не применяются. На практике это означает, что ввозить в Россию можно абсолютно любые машины без всяких ограничений по техническим параметрам и требованиям безопасности, говорит один из собеседников "Профиля". Достаточно увидеть на российских дорогах микроавтобусы-монстры, сваренные в одно транспортное средство из нескольких полусгнивших кузовов, чтобы понять: на учет в ГАИ можно поставить сейчас абсолютно все!

Но официальные импортеры и производители машин в России страдают, конечно, не из-за безопасности поставляемого "секонд-хэнда", а из-за прямой конкуренции с предлагаемой ими продукцией. Ведь при такой анархии потребитель имеет возможность за одни и те же деньги купить автомобиль гораздо более высокого класса. Не важно, что праворульный, зато не Hyundai Accent 1, 5 с "механикой", a Toyota Mark-II 2, 0 с "автоматом"!

Азиатов прибыло!

Еще одной угрозой для уже закрепившихся на российском рынке поставщиков и производителей иномарок является стремительно развивающийся китайский автопром. Пока доля китайских машин на российском рынке ничтожно мала (не более 2%). Но уже к 2010 году китайцы могут нарастить свое присутствие до 10%. Правда, затмить традиционных производителей им вряд ли удастся. Для этого, как ни крути, нужна репутация, которой можно добиться лишь десятилетиями присутствия на рынке. Однако в низком ценовом сегменте, а также в классе внедорожников продукция китайских компаний очень скоро начнет теснить как традиционные российские бренды, так и подержанные иномарки.

В Китае уже созданы и продолжают наращиваться избыточные производственные мощности. И для местных компаний остро стоит необходимость увеличивать экспорт готовых автомобилей. Поэтому логичным будет предположить, что нынешние китайские сборочные проекты в России - это лишь среднесрочный, тактический ход. Ставка в перспективе все же будет делаться на поставки с китайских заводов. И остановить это Россия, став членов ВТО, не сможет ничем, кроме создания условий для повышения конкурентоспособности своего "старого" и "нового" автопрома.

Пока же большинство аналитиков сходятся во мнении, что правительство сделало недостаточно шагов для развития автопрома внутри России. Это наглядно видно на соотношении чистого импорта и внутреннего производства иномарок в нашей стране. Выпуск иномарок отечественного производства в 2005 году остался почти на том же уровне, что и в 2004-м, - около ПО тыс. машин. По прогнозам Минэкономразвития, к 2010 году их количество должно возрасти до 800 тыс. Но даже по самым оптимистичным прогнозам экспертов, реальная цифра производства отечественных иномарок не превысит 500 тыс. По оценкам компании "Рольф", это составит менее трети рынка иностранных машин в России. При этом доля традиционных отечественных брендов продолжит снижаться. Лишь LADA через 5 лет имеет шансы сохранить спрос у потребителей. Но и ее появление в витринах автомагазинов будет выглядеть почти экзотикой.

"Таможня нам поможет"

Валерий Тараканов, генеральный менеджер по стратегическому маркетингу Группы компаний "Рольф"

- Какие меры, на ваш взгляд, должно предпринять правительство для упорядочивания импорта новых и подержанных иномарок в Россию, а также для стимулирования их внутреннего производства?

- Их набирается довольно много. Есть специфические просьбы промышленников. По-моему, главными мерами должны быть и ужесточение контроля таможенной стоимости подержанных иномарок, и ужесточение технического контроля за соответствием ввозимых автомобилей действующим в России требованиям безопасности и экологии (прежде всего это касается правого руля и американской светотехники). Кроме того, важно навести порядок с соблюдением требований сертификации автотранспортных средств (главным образом это относится к китайским автомобилям). Для развития отечественного автопрома необходимо распространить льготы, определяемые 166-м постановлением правительства для автосборочных предприятий, также на производителей комплектующих первого уровня (прежде всего в сфере локализации выпуска автомобильных узлов и систем). Отмечу и то, что любые меры по самоизоляции от внешнего рынка, кроме общепринятых в практике экономических отношений между членами ВТО, приведут к застою.

Профиль