29.01.19

Спортивное питание России дышит на ладан

Почему отечественные производители вынуждены бороться с импортом?

В России рынок спортивного питания только развивается и находится в зачаточном состоянии, со всеми вытекающими проблемами: отсутствие производства, некачественное сырье, стремление производителей сэкономить и соответственно использование дешевых аналогов. И это несмотря на то, что в определенный период рынок развивался стремительно.

Примерно с 2014 года наметилась тенденция на снижение объемов продаж, связанных с внешнеэкономическими проблемами, которая продолжается до сих пор, но прогнозы восстановления рынка достаточно оптимистичны.

Среди производителей спортивного питания и спортивных пищевых добавок, преобладают иностранные государства. Российский сегмент производства спортивного питания развит слабо даже несмотря на некоторое увеличение доли отечественной продукции с 3,4 до 44,7%.

С одной стороны – импортозамещение, с другой стороны – отсутствие отечественных производителей. Связано это главным образом с тем, что единичные российские компании могут позволить себе поставить целью организацию производства полного цикла спортивного питания на территории РФ.

К примеру, компания «Доктор спорт», которая была крупнейшим игроком на этом рынке, ставила своей задачей не только поставку качественного спортивного питания, но и его российское производство. Но введение продуктового эмбарго сказалось даже на этом гиганте. Большинство российских потребителей спортивного питания предпочитают продукты зарубежных производителей по причине низкого качества и плохой репутации отечественной продукции.

Как в таких условиях отечественным производителям конкурировать? Чаще всего конкуренция происходит за счет низких цен, а как добиться низких цен? Используя низкое качество продукции. И это, к сожалению, современные российские реалии.

К примеру, различные лабораторные тесты некоторых продуктов отечественного производства подтверждают несоответствие ингредиентов установленным нормам. Самые частые нарушения: подмена белка таурином - дешёвой аминокислотой. Даже экспертиза может засчитать таурин в зачёт белка. Далее следует добавление дешёвых белков в более дорогие, снижение количества белка, добавление большего количества сахара и меньше вкусовых добавок.

В России сырье для производства спортивного питания не производится – все оно зарубежное. Нет своих заводов, которые бы делали концентраты протеина, отдельные аминокислоты, ВСАА или карнитин. Таким образом, все бренды российского спортивного питания делают свою продукцию из одного и того же сырья.

За последние годы у нас в стране появилось очень много отечественных марок. Но при исследованиях даже у проверенных поставщиков выявляется проблемы с качеством товара.

Львиная доля спортивного питания ввозится через Беларусь в рамках льготного таможенного режима. Эксперты считают, что таким образом ввозится много продукции китайского производства, которая поступает под известными брендами. Наличие льгот при прохождении таможни и оптовая закупочная цена позволяет недобросовестно конкурировать на российском рынке.

Льготный таможенный режим и схемы по возврату НДС, при ввозе товара в Беларусь и из Беларуси в Россию носят характер законодательной дыры, узаконенной в Таможенных и налоговых Кодексах Республики Беларусь и России, а также в документах Таможенного Союза. Эти нормативы позволяют функционировать мошенническим схемам импорта товаров из Евросоюза и других стран, через Беларусь. А ведь торговля спортивным питанием практически не регулируется государством, его продают в любом супермаркете.

Строгий государственный контроль в этой области помог бы решить проблему. Как вариант необходимо установить в обязательном порядке получение производителями санитарно-эпидемиологических заключений, включающих лабораторные испытания на стадии гос. регистрации продукта, создание единого государственного реестра продукции, прошедшей контроль качества. Существенно улучшить качество предлагаемой продукции могло бы создание автономной некоммерческой организации (например, СРО производителей), наделенной полномочиями и имеющей ресурсы для проведения экспертиз продукции.

Ну а пока розничным сетям приходится выживать в сложившихся непростых условиях и тщательно проверять своих поставщиков и предлагаемую ими продукцию.

Русская Планета