14.04.08

«Серые» заручились поддержкой курса доллара

В Украине с начала года импорт «серых» автомобилей вырос на 40%.

Первый квартал 2008-го ознаменовался не только значительным ростом отечественного авторынка, но и активизацией «серых» дилеров. Динамичное развитие украинского автомобильного рынка спровоцировало всплеск «серого» импорта в первую очередь в отношении престижных автомобильных брендов стоимостью от 50 тысяч долларов и почти не затрагивает бюджетный ряд в сегменте до 15 тысяч. Этому поспособствовал резкий скачок курса евро по отношению к доллару — только за первый квартал текущего года доллар упал на 10%. Соответственно, товары, поставляющиеся на отечественный авторынок из расчета в евро, подорожали на 10%.

Серо-белая борьба

По мере насыщения авторынка усиливается и борьба между официальными и неофициальными продавцами. Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) выступила с законодательной инициативой ввести лицензирование импорта легковых автомобилей. В подготовленном ассоциацией законопроекте предложено внести изменение в Закон Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности» и добавить в него пункт о ввозе транспортных средств на таможенную территорию Украины. В случае принятия этой поправки главным условием для получения лицензии стало бы наличие прямого контракта с производителем, что нанесло бы серьезный удар по «серому» импорту.

По мнению представителей ВААИД, передача импорта автомобилей под контроль государства свела бы к минимуму количество компаний, занимающихся торговлей по «серым» схемам. И ликвидировала бы всевозможные махинации с занижением таможенной стоимости. А это, в свою очередь, благодаря более полному взиманию таможенных платежей позволит пополнить государственную казну и пресечь поставки в страну автомобилей, которые не подготовлены для эксплуатации в наших условиях.

«Серое» авто «заточено» под другой рынок

«Серые» автомобили ввозят преимущественно из долларовой зоны — рынков Ближнего Востока и США. В то же время большинство официальных дилеров тесно связаны с еврозоной, поскольку импортируют автомобили из Германии.

Нынешняя ситуация со стремительным ростом евро по отношению к доллару очень выгодна «серым» продавцам. Ликвидность товара у них повышается, чистой прибыли больше. По данным представительства Daimler в Украине, на одном «мерседесе» стоимостью в 100 тысяч долларов маржа «серого» продавца достигает 20%. То есть чистый заработок составляет 20 тысяч долларов. При этом в столь высокую маржу не заложены средства на развитие дилерской сети, на предоставление качественного обслуживания, гарантийной поддержки и т.д. Это позволяет продавать «серые» машины по более низкой стоимости. Ведь основная причина покупки «серых» автомобилей — низкая цена по отношению к машинам официальных дилеров.

Действительно, «серые» продавцы предлагают те же модели, что и официальные. Но их машины при этом обладают техническими особенностями, характерными для американского или ближневосточного рынков, что причиняет владельцам неудобства. К тому же комплектации у «серых» минимальны, и доукомплектовать такой автомобиль невозможно или же это обойдется владельцу в круглую сумму.

Экономя вначале, покупатели «серых» автомобилей затем лишаются бесплатного сервисного и гарантийного обслуживания, стоимость которого на официальных СТО может достигать нескольких тысяч долларов. Кроме того, официальный представитель осуществляет предпродажную подготовку, которую «серые» дилеры предложить не могут, и передает владельцу полностью готовый к эксплуатации автомобиль.

Дело; 14.04.08