19.12.05

С 15 января 2006 года ставки таможенных пошлин на автомобильные компоненты окончательно снижаются до 0-3%

Российские производители автомобильных компонентов хотят заниматься только узловой сборкой выпускаемых комплектующих. Детали для этого компании желают ввозить из-за рубежа. Причем с теми же привилегиями, что и отечественные автозаводы. Правда, до правительства эта идея рискует не дойти. Инициатива поставщиков может омрачить грядущее вступление России в ВТО.

С 15 января 2006 года ставки таможенных пошлин на автомобильные компоненты окончательно снижаются до 0-3%. На минувшей неделе премьер-министр Михаил Фрадков пролонгировал мартовское постановление N 166, регламентировавшее новый режим импорта компонентов. На льготный ввоз компонентов могли рассчитывать только те автомобилестроительные предприятия, деятельность которых отвечала условиям так называемой промышленной сборки. На 7-8-летние соглашения с Минэкономразвития на право импортировать компоненты по нулевым или близким к нулю пошлинам могли рассчитывать компании, в течение четырех с половиной лет готовые развернуть у себя сборочное, сварочное и окрасочное производства. Условия этого постановления и просят распространить на свою деятельность производители автомобильных компонентов.

Как стало известно "Газете", с соответствующим предложением в правительство уже обратилась Национальная ассоциация производителей автомобильных компонентов (НАПАК). По словам исполнительного директора НАПАК Михаила Блохина, только в этом случае российские комплектаторы смогут выдержать конкуренцию с импортной продукцией и это позволит сохранить целый ряд градообразующих производств.

Постановление N 166, пролоббированное сразу тремя правительственными ведомствами: Минпромэнерго, Минэконоразвития и Минфином, должно было способствовать притоку в российский автопром иностранных инвестиций. Правда, вместе с тем оно ставило под удар отечественных поставщиков, которые из-за более низкого качества своей продукции рисковали потерять большую часть заказов внутри страны.

"Ничего экстраординарного в нашем нынешнем стремлении нет, - заявил "Газете" Михаил Блохин. - Принципы, положенные в основу 166-го постановления, предполагалось распространить и на производителей автомобильных компонентов. Такая инициатива и соответствующие предварительные договоренности существовали еще на стадии разработки документа. Но поскольку рабочая группа немного не успевала с постановлением (кабинет министров настаивал на его рассмотрении в конце марта и именно из-за недоработок перенес на середину мая. "Газета"), было решено вводить режим беспошлинного ввоза поэтапно. С автозаводами разобрались, теперь очередь комплектаторов", - отметил Блохин. Правда, конкретные условия льготного режима импорта представитель НАПАК обсуждать отказался. По его словам, "окончательные параметры ввоза уточняются" и они "не будут одинаковыми для всех групп автокомпонентов".

Вместе с тем аналитики сомневаются, что в связи с ожидаемым вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО) инициативы НАПАК реально поддержат поставщиков. "В начале декабря замглавы департамента торговых переговоров Минэкономразвития Андрей Кушниренко заявил, что с 1 июля 2006 года - даты прогнозируемого присоединения к ВТО - режим промышленной сборки, вероятнее всего, будет отменен, - напоминает аналитик Центра экспертных программ Всероссийской организации качества Ефим Добринский. В силе останутся лишь подписанные до этого срока соглашения". В этой связи Добринский сомневается, что российским поставщикам вообще удастся провести свою инициативу в правительстве. "По крайней мере, в этой сфере оно сегодня и так не особо спешит", - отметил аналитик.

Вопреки пессимистичным прогнозам экспертов, замглавы НАПАК уверен, что "с помощью Минэкономразвития ассоциации удастся договориться о сохранении промсборки. "Подобные режимы действуют во многих странах - участниках ВТО. Все будет зависеть от переговорной позиции".

Gzt.Ru 19.12.05