20.11.13

Россельхознадзор готовит "зелёный коридор" для российской пищевой промышленности

По оценке крупнейших объединений пищевой отрасли, "ветеринарная наценка" к стоимости продукции будет исчисляться миллиардами рублей ежегодно

Крупнейшее объединение пищевой отрасли – Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) – выражает обеспокоенность предлагаемой Минсельхозом РФ ветеринарной сертификации переработанной пищевой продукции. По предварительным расчетам Союзмолоко, в случае принятия «новой редакции» ведомственного приказа, финансовые издержки молочных заводов, которые добавляются к цене пищевой продукции и проходят через систему Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), составят порядка 2 млрд. рублей в год.

Как выяснило ИА «Дейта», Минэкономразвития РФ в ближайшее время представит заключение об оценке регулирующего воздействия проекта приказа Минсельхоза РФ «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме» (имеется в распоряжении редакции). Данный нормативный акт должен упразднить действие Приказа Минсельхоза от 16.11.2006 №422 «Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов».

Напомним, что в сфере регулирования приказа №422 находятся 27 тысяч сельскохозяйственных организаций, занятых в сфере животноводства; более 200 тысяч фермерских хозяйств и более 5 миллионов личных подсобных хозяйств, реализующих продукцию животноводства; более 5 тысяч организаций рыбохозяйственного комплекса; более 600 тысяч предприятий оптовой и розничной торговли; более 40 тысяч предприятий, производящих пищевую и непищевую продукцию животного происхождения.

Как ранее сообщало ИА «Дейта», 23 июля 2012 года министр юстиции Александр КОНОВАЛОВ направил министру сельского хозяйства Николаю ФЕДОРОВУ представление (№ 01/58092-АК) о внесении изменений в приказ №422. Представление Минюста РФ, к слову сказать, было основано на тщательной экспертизе, которую выполнило Минэкономразвития РФ.

Два федеральных ведомства пришли к неутешительным выводам, «многочисленные «серые зоны» ведомственного приказа позволяют уполномоченным лицам интерпретировать частоту проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и выдачи ветеринарных сопроводительных документов, что приводит к вынужденным платежам за оформление документов».

К примеру, расходы среднего молокоперерабатывающего предприятия на оформление ветеринарных документов достигают 3 миллионов рублей в год, соответствующие расходы крупной розничной сети достигают 400 миллионов рублей в год. В масштабах страны стоимость оформления ветеринарных сопроводительных документов достигает, по оценке Минэкономразвития, 5% от стоимости товара (затраты на оформление ветеринарных сопроводительных документов при обороте рыбопродукции составляют 1% от оборота рыбопродукции). При этом данные Роспотребнадзора свидетельствуют о том, что столь затратный ветеринарный контроль не защищает потребителя от контрафакта и подделок.

Кстати говоря, анализ «новой редакции» ведомственного приказа показывает, что разработчик не выполнил предписание по устранению ряда положений действующего нормативного акта, которые ведут к необоснованным финансовым издержкам предпринимателей. Более того, некоторые положения вводят дополнительные необоснованные административные барьеры для пищевой отрасли.

По мнению председателя правления Союзмолоко Андрея ДАНИЛЕНКО, готовая (переработанная) молочная продукция, не представляющая опасности в ветеринарном отношении, не подлежит ветеринарной экспертизе и не должна сопровождаться ветеринарными сертификатами, за исключением экспортно-импортных операций и перемещения такой продукции между государствами-членами Таможенного союза (в соответствие с решением Комиссии Таможенного союза №317).

Оно и понятно, ведь, все используемое непереработанное сырье животного происхождения подвергается ветеринарно-санитарной экспертизе с последующим оформлением ветеринарных документов. Таким образом, готовая молочная продукция производится из безопасного в ветеринарном отношении сырья, а, стало быть, введение дополнительных процедур сопровождения готовой молочной продукции ветеринарными документами нецелесообразно.

Предпринимательское сообщество неоднократно указывало на отсутствие технической и юридической взаимосвязи между проведением ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и оформлением ветеринарных сопроводительных документов, на избыточность перечня грузов, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, на нечёткость требований к оформлению ветеринарных документов, на отсутствие чёткости в определении оснований для выдачи или отказа в выдаче ветеринарных документов.

Выводы двух федеральных министерств, а также крупнейшего национального объединения пищевой отрасли по поводу необоснованных расходов на ветеринарную сертификацию готовой пищевой продукции разделяют представители рыбной отрасли и организации потребительского рынка.

По оценке экспертов, ветеринарный контроль не защищает рыбный рынок от контрафакта, свыше 15% российского рынка рыбопродукции составляет некачественная и небезопасная рыбопродукция, но вся эта продукция снабжена ветеринарными сертификатами.

ИА “Дейта»