18.05.07

Расширенное заседание коллегии Уральского таможенного управления

16 мая в Челябинске состоялось расширенное заседание коллегии Уральского таможенного управления и представителей подразделений ОАО «Российские железные дороги» в Уральском федеральном округе.

Рассматривался вопрос «О совершенствовании таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми железнодорожным транспортом, с целью обеспечения достоверности их декларирования». В заседании также принимали участие помощник полномочного представителя Президента РФ по УрФО В.Л. Крупкин, начальник Регионального пограничного управления ФСБ России по УрФО генерал-лейтенант Н.Л. Козик, первый заместитель начальника Управления-начальник ОРБ ГУ МВД по УрФО А.Н. Таранов, руководящий состав РПУ ФСБ России по УрФО. Вел заседание исполняющий обязанности начальника Уральского таможенного управления генерал-майор таможенной службы В.А. Мясников.

Выступающие на расширенном заседании коллегии отметили, что место таможенной службы в сфере обеспечения национальных интересов на государственной границе определяется характером и содержанием возложенных на таможенную службу задач по государственному регулированию внешнеэкономических связей, формированию федерального бюджета и защите экономических интересов.

Основная составляющая этой деятельности в первую очередь касается обеспечения экономической безопасности государства. С другой стороны, роль таможенных органов в обеспечении национальных интересов определяется основным местом осуществления их функций – Государственной границей Российской Федерации.

Выполнение возложенных на таможенные органы Российской Федерации задач в значительной степени зависит от состояния взаимодействия, как с иными государственными контролирующими органами, представителями таможенных служб сопредельных государств, так и перевозчиками товаров.

В Уральском федеральном округе в силу его географического расположения и исторически сложившихся транспортных магистралей основной товаропоток приходится на железнодорожные перевозки (до 80% партий товаров и до 99% по весовым характеристикам товара). Анализ деятельности таможенных органов региона свидетельствует о динамике увеличения объемов перемещений товаров железнодорожным транспортом по процедурам внутреннего и международного таможенного транзита и наблюдается на фоне общего оживления экономики стран СНГ. Первостепенное значение для осуществления внешней торговли имеет деятельность перевозчиков России, крупнейшим из которых, бесспорно, является ОАО «РЖД».

Если говорить об абсолютных цифрах, то в 2005г. железной дорогой в регионе деятельности УрФО перемещено 128 тыс. товарных партий, в 2006г. – уже более 189 тыс. (рост более чем на 30%). В течение 4-х месяцев 2007г. посредством железнодорожного сообщения доставлено около 84 тыс. партий, что составляет около 45% от уровня всего 2006г.

В настоящее время отмечается снижение количества фактов нарушений ОАО «РЖД» таможенного законодательства по ст. 16.9 и 16.10 КоАП (недоставление в таможенный орган назначения товаров или документов на товары, нарушение сроков доставки товаров).

В Уральском федеральном округе имеются участки Южно-Уральской, Свердловской, Куйбышевской, Горьковской и Северной железных дорог ОАО «РЖД», а также участок железной дороги ОАО «Ямальская железнодорожная компания». Это более 300 железнодорожных станций, на которые регулярно поступают грузы под таможенным контролем. Цифры свидетельствуют о том, что таможенные органы Уральского таможенного управления и подразделения ОАО «РЖД» в Уральском федеральном округе используют все имеющиеся возможности для обеспечения развития внешнеторговых отношений предприятий и организаций округа, а также оперативного решения возникающих проблемных вопросов.

Участники расширенного заседания затронули и проблемы, которые требуют решения. Например, вопрос строительства и оснащенности железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан.

Очевидно, что оснащенность (а вернее, отсутствие таковой) железнодорожных пунктов пропуска, функционирующих в регионе ответственности Уральского таможенного управления (ЖДПП Петухово, Зауралье, Троицк, Карталы), затрудняет обеспечение полного комплекса контрольных мероприятий со стороны таможенных органов, и при этом требует привлечения для выполнения установленных задач и функций дополнительных людских и материальных ресурсов.

Были определены первоочередные меры по совершенствованию взаимодействия таможенников и представителей железной дороги.

Участники заседания приняли решение коллегии Уральского таможенного управления «Об организации и мерах по повышению эффективности таможенного и иных видов государственного контроля в железнодорожных пунктах пропуска и межведомственного взаимодействия с подразделениями ОАО «РЖД» в Уральском федеральном округе». Они отметили, что значительная удаленность железнодорожных пунктов пропуска от границы, слабая их оснащенность техническими средствами таможенного контроля затрудняет обеспечение полного комплекса контрольных мероприятий, проводимых таможенными органами Управления, отвечающих требованиям национальной безопасности государства. Вопросами, требующими первоочередного решения на различных уровнях, являются следующие:

- обеспечение установленного порядка временного хранения товаров и транспортных средств, их учета;

- необходимость совершенствования сети зон таможенного контроля, полностью отвечающих требованиям действующего таможенного законодательства, на железнодорожных станциях;

- совершенствование информационного взаимодействия таможенных органов и железной дороги.

Решено согласовать и утвердить список железнодорожных станций, на которых необходимо и возможно создание постоянных зон таможенного контроля, рассмотреть вопрос об обязательном наличии в зонах таможенного контроля, созданных по обращениям территориальных подразделений ОАО «РЖД» и используемых для временного хранения товаров, необходимого (с учетом номенклатуры хранимых товаров) технического обеспечения (весовое оборудование, погрузочно-разгрузочная техника и т.д.).

Пресс-служба УТУ 18.05.2007