20.12.17

Пресс-конференция первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова

19 декабря 2017 г. в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция первого заместителя руководителя ФТС России, вице-председателя Совета Всемирной таможенной организации Руслана Валентиновича Давыдова.

Заявленной темой мероприятия стал важный, как для авторитета России на международном уровне в целом, так и для бизнеса в частности, вопрос: Как внедрение электронной таможни поможет России укрепить позиции в рейтинге Doing Business?

В начале пресс-конференции Р.В. Давыдов поприветствовал участников и выразил уверенность в конструктивности мероприятия. На слайдах своей презентации Р.В. Давыдов наглядно продемонстрировал динамику развития реформ ФТС России с 2009 по 2017 год с постепенным, но стремительным внедрением современных информационных технологий в процесс автоматизации таможенных операций. На сегодняшний день перечень электронных таможенных сервисов очень велик. Это и электронное декларирование товаров, удаленный выпуск товаров, автовыпуск товаров при экспорте, электронный транзит, единый лицевой счет, предварительное информирование, авторегистрация экспортных деклараций, авторегистрация деклараций при импорте, автовыпуск товаров при импорте, внесение денежного залога в электронном виде. Среднее время оказания услуг по таможенному оформлению при экспорте сократилось с 4 часов в 2013 году до 47 минут в 2017 году и при импорте с 48 часов в 2013 году до 1 ч. 37 мин. в 2017 году. Достигнутые результаты стали возможны благодаря, в том числе системе электронного взаимодействия. На сегодняшний день Федеральная таможенная служба является лидером по внедрению этой системы в практическую работу. Руслан Валентинович отметил в качестве особого отличия то, что благодаря системе межведомственного взаимодействия, ФТС России не запрашивает сведения у декларанта, которые уже есть в других ведомствах.

Р.В. Давыдов оценил результаты деятельности ФТС России весьма заметными, но подчеркнул, что они еще далеки от поставленной цели. На сегодняшний день автоматическая регистрация деклараций достигла уже 52% по экспорту и это очень серьёзный результат. Рост показателей по импорту является особенно значимым, так как процедуры более сложные. Целевые показатели, к которым стремится ФТС России, определены в Комплексной программе развития ФТС России в период до 2020 года. Автоматизация – одна из ключевых целей Комплексной программы.

О рейтинге Doing Business Р.В. Давыдов сказал следующее. Для всех стран он носит очень узкосекторальный характер оценки. Для России оценивается только импорт запчастей в страну и экспорт только по одному товару с конкурентным преимуществом. Всемирный банк определил в качестве такого товара сталь. Парадоксальным в оценке Doing Business является то, что несмотря на более сложные процедуры при импорте, когда действуют запреты и ограничения, необходимость защиты экономических интересов, необходимость контроля таможенной стоимости, кода товара и т.п. для Москвы, например, прохождение границы по импорту Всемирным банком ставится 14 часов, а для экспорта 72 часа. За последний год Россия выросла в рейтинге на 40 позиций – со 140 в 2016 году до 100 в 2017 году. Среди реформ, повлиявших на позицию России в рейтинге, основными являются: упрощение порядка уплаты таможенных платежей, внедрение электронного транзита, ускорение процедур экспорта и импорта в морском порту Большой порт Санкт-Петербург, внедрение электронного сервиса по предоставлению участнику ВЭД информации о выпущенных товарах (в режиме онлайн).

Р.В. Давыдов рассказал о некоторой хитрости в рейтинге Doing Business. Суть ее в том, что позиция страны в рейтинге напрямую зависит от того, с кем ведется торговля. Это очень показательно на примере Беларуси, которая за год со 152 места переместилась на 30 место. Связано это с изменением Всемирным банком оценки своего рейтинга. На сегодняшний день направлением измерения является отправка в страну главного торгового партнера. В Беларуси таковым является Россия. Между Беларусью и Россией нет таможенной границы, а в числе лидеров все страны, у которых нет таможенной границы. У России главный партнер по импорту запчастей – Германия, по экспорту стали – Италия, т.е. и там, и там есть таможенная граница.

Р.В. Давыдов рассказал о создании электронных таможен, которые в соответствии с Комплексной программой развития ФТС России до 2020 года будут размещены в федеральных округах РФ исключительно на площадях, находящихся в государственной собственности. Остальные действующие таможни будут преобразованы в таможни фактического контроля, а подчиненные им таможенные посты – в посты фактического контроля. Для логистики все будет сохранено, но контакт таможенного офицера с представителями бизнеса будет сведен к нулю, что обеспечит снижение коррупционной составляющей. Кроме того, упраздняется необходимость личной явки в таможню представителя бизнеса с целью экономии его времени и денег.

Р.В. Давыдов подробно обозначил ключевые показатели реализации Комплексной программы ФТС России до 2020 года, назвав представленные цифры достаточно амбициозными планами, для достижения которых необходимо тесное взаимодействие с бизнесом. Для реализации этих планов со стороны бизнеса запущен проект подписания Хартии добросовестного бизнеса.

Конкретно по рейтингу Doing Business у ФТС России задача подняться хотя бы в первую половину первой сотни рейтинга. Р.В. Давыдов выразил надежду на адекватную оценку работы ФТС России со стороны Всемирного банка.

Во второй части пресс-конференции журналистам была предоставлена возможность задать вопросы. В связи с вступлением с 1 января 2018 года нового Таможенного кодекса ЕАЭС, первый вопрос о возможных изменениях во взаимодействии со странами - участницами ЕАЭС, явился вполне закономерным. Р.В. Давыдов вкратце сформулировал основные новеллы ТК ЕАЭС, а также важную роль Российской Федерации в формировании общей системы взаимодействия между странами - участницами ЕАЭС. В ракурсе санкционных режимов Руслан Валентинович отметил важность адекватного отношения стран - участниц к реакции России на введенные против нее санкций, потому что, к сожалению, к ответным экономическим мерам ни одна из стран - участниц ЕАЭС не присоединилась. Таможенная служба вынуждена действовать в рамках мобильных групп, в рамках контроля после выпуска, чтобы пытаться противодействовать каким-либо недобросовестным действиям. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС Р.В. Давыдов охарактеризовал как большой шаг вперед, что позволит проводить намеченные до 2020 года мероприятия.

На вопрос о возможном прекращении железнодорожного сообщения с Украиной и связанных с этим сложностей таможенного контроля, Р.В. Давыдов выразил уверенность в том, что даже при наличии определенных сложностей во взаимоотношениях с Украиной, Федеральная таможенная служба будет выполнять решения руководства страны и готова к любому развитию событий.

Еще один вопрос был связан с проведением в 2018 году Чемпионата Мира по футболу. Р. В. Давыдов отметил, что рост нагрузки на таможенные органы будет вполне естественным, в том числе и в связи с увеличением притока туристов и болельщиков. Традиционно будет создан штаб, который будет работать и в преддверии и в период проведения Чемпионата Мира. Увеличится нагрузка и в плане обеспечения безопасности, в том числе недопущения ввоза контрафактной продукции. Отдельно были отмечены особенности работы в этом направлении на территории Калининграда, в связи с его географическим положением в окружении многочисленных границ.

Также был задан вопрос об этапе разработки проекта федерального закона «О таможенном регулировании», и как будет работать ФТС России, если закон не будет издан сразу после вступления в силу ТК ЕАЭС. Р.В. Давыдов довел до сведения присутствующих, что закон готовится к внесению Министерством финансов в Государственную Думу. Он также напомнил, что Федеральная таможенная служба в связи с передачей ее в ведение Минфина в январе 2016 года, была лишена права законодательной инициативы. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Правительстве России. Докладчик определил сложившуюся ситуацию не самой комфортной, но подобная ситуация или ситуация близкая к этой, имеет место быть во всех странах - участницах ЕАЭС и, соответственно, будут действовать нормы Кодекса и ФТС России к этому готова.

На вопрос о различиях в способах доставки товаров – почтовой и экспресс-грузов с точки зрения таможенной службы, Р.В. Давыдов пояснил, что разница между почтовыми отправлениями и экспресс-перевозчиками заключается в правилах работы Почты и экспресс-перевозчиков. Почтовая служба работает в рамках Конвенции Всемирного почтового союза и специально установленных документов, а экспресс-перевозчики работают по декларациям, как участники ВЭД. Недавнее волнение общественности, к сожалению, было инициировано теми людьми, которые в эксперименте не участвуют. Дело в том, что с 7 декабря Федеральная таможенная служба перезапустила эксперимент по оформлению отправлений экспресс-перевозчиков в электронном виде реестрами. Этот эксперимент продолжается с 2014 года и позволяет быстро и удобно оформлять почтовые отправления в электронном виде реестрами. В одном реестре может быть до 500 посылок. В результате перезапуска изменились несколько правила, и была введена необходимость предоставления ИНН. Сегодня обработка экспресс-грузов и почты идет в штатном режиме. В связи с этим вопросом, докладчик осветил несколько основных аспектов и особенностей, связанных с интернет-торговлей, которая уже сегодня превратилась в совершенно новый вид торговли.

В заключение Руслан Валентинович поздравил всех присутствующих с наступающими Новым Годом и Рождеством.

«Альта-Софт»