07.08.19

Поток через "Верхний Ларс" в шесть раз превышает допустимые нормы

Посольство России в Армении прокомментировало ситуацию, сложившуюся в последнее время на КПП "Верхний Ларс".

Sputnik. Очереди на грузино-российской границе каждый год становятся головной болью для многих водителей большегрузов и пассажиров из Армении. В летний период, когда поток машин возрастает, проблема становится еще более острой. Чтобы выяснить, что делает для изменения ситуации российская сторона, Sputnik Армения обратилось в посольство России в Ереване.

В диппредставительстве признали, что проблемы с работой КПП, конечно, есть, но во многом они обусловлены объективными причинами.

Когда проектировали КПП "Верхний Ларс", никто не предполагал, что на нем будет сконцентрирован весь товаропоток, который идет из Армении, Грузии, частично Азербайджана и Турции.

На этот пункт пропуска свалился поток, в разы превышающий все, чтобы было предусмотрено паспортом пункта пропуска и расчетами проектировщиков. По проекту предполагалось, что через КПП в день должно проезжать 170 грузовых и 200 легковых машин, а также 30 автобусов.

По факту же сейчас с начала 2019 года в среднем через "Верхний Ларс" проезжает около 650 грузовиков и около 1700 легковых машин. В активный сезон (с конца мая) эти показатели взлетают еще выше.

Уже после вхождения в ЕАЭС для Армении на "Верхнем Ларсе" был создан "зеленый коридор". Из 17 линий на КПП одна была специально выделена для армянских грузов, чтобы они проходили в приоритетном порядке.

Однако перед самим КПП есть узкое место – "бутылочное горлышко" в 200 метров. Этот узкий коридор, с одной стороны, обрамлен скалой, с другой – плотиной и рекой. Там одна полоса на въезд, одна на выезд и до "зеленого коридора" армянским грузовикам приходится добираться наравне с остальными.

Иногда попытки пропустить больше легковушек или грузовиков в зависимости от ситуации сталкиваются с непониманием транспортных компаний или приводят к скандалам с пассажирами на месте.

По сообщению посольства, предпринимаются возможные меры для снижения очередей. На КПП прикомандировывается столько работников, сколько можно вместить их физически. Используются все резервные полосы, иногда их перераспределяют в пользу выезжающих и въезжающих, исходя из количества машин с разных сторон КПП (реверсионное движение).

Более того, в 2020 году запланирована реконструкция пункта пропуска, исходя из тех фактических цифр, с которыми на КПП столкнулись на практике. Планируемая пропускная способность будет доведена до 3800 автотранспортных средств в сутки.

Что касается недовольства тем, что на российской таможне проверяют армянские грузовики, то это связано с сохранением определенных ограничений на ввоз тех или иных продуктов в Россию. Например, были неоднократные попытки ввоза "санкционных товаров". Особенно часто это было до революции в Армении.

Например, известны попытки ввезти турецкие томаты под видом армянских, сигареты без акциза, американские куриные окорочка, фальшивый коньяк.

Попытки ввезти незаконные товары бывают и из России в Армению. На въезде в Армению также действует строгий контроль, регулярно выявляются нарушения (попытки сокрыть, занизить цену и т.д.).

Если сравнивать ситуацию с российско-казахстанской и российско-белорусской границей, то она немного отличается. В случае с "Верхним Ларсом" у таможни есть возможность проверять машины сразу же при въезде. Для проверки товаров из Казахстана и Беларуси (из-за отсутствия таможни на границе) действуют мобильные группы, которые выявляют запрещенные товары.

Что касается определенного недовольства работой таможни, Федеральная таможенная служба пытается оперативно реагировать на конкретные замечания в отношении каких-либо действий сотрудников на КПП. Но недовольство не должно быть общим, жалоба должна быть с указанием времени, действия, места и (если известно, имени сотрудника).

Для этого существует телефон доверия Северо-Кавказского таможенного управления +7 (879) 225-82-46. Все обоснованные и конкретные жалобы будут проверены.

Кроме того, в обозримой перспективе Армения направит в Россию таможенного представителя, основной задачей которого будет решение вопросов на "Верхнем Ларсе". Базироваться он будет также поблизости.

Напомним, львиная доля — более 80% — грузоперевозок в Армению осуществляется из России через КПП "Верхний Ларс". На сегодняшний день эксперты рассматривают шесть маршрутов для грузоперевозок — воздушный, морской (через Поти), три сухопутных (коридор через Южную Осетию, Аваро-Кахетинская дорога через Дагестан, КПП "Верхний Ларс") и железнодорожный (пролегает по маршруту Зугдиди-Сочи и проходит через Абхазию).