20.11.06

Пошлины на ввезенные в Россию иномарки останутся высокими

Пошлины на автомобили в России после длительного переходного периода останутся на высоком уровне. Об этом в понедельник заявил руководитель российской делегации на переговорах по вступлению в ВТО, глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков. В частности, он подробно рассказал, как подписание двусторонних соглашений с США по присоединению РФ к ВТО отразится на отечественной автомобильной промышленности. По его словам, пошлины на автомобили "после длительного переходного периода останутся, причем на достаточно высоком уровне в районе 15 проц /сейчас 25 проц/".

Некоторые страны, отметил М. Медведков, требовали обнулить эти пошлины, грозя тем, "что они не придут к нам с инвестициями". "Но, видимо, сейчас те инвестпрограммы, которые у нас реализуются, стали возможными, потому что переговоры по ВТО подходят к концу, и мы сохраняем на веки вечные эту высокую пошлину", - заявил М. Медведков. При этом он отметил, что сейчас иностранные концерны производят на территории РФ машины в основном из своих комплектующих, " но рано или поздно они перейдут на наши детали. Собственно, ради этого все и затевалось".

Итак, возникает резонный вопрос, почему российские переговорощики "пожалели" отечественный автопром? А вот любителям "чистых"/произведенных за пределами РФ/ иномарок чиновники не стали делать "царский" подарок, отказавшись обнулить пошлины на эти машины? Выглядит очевидным, что это решение продуманное, и оно отвечает стратегии развитии автомобильной промышленности в России.

Возникает встречный вопрос, а не приведут ли такие правила ввоза в страну зарубежных машин /вернее, отказ от снижения импортных пошлин на них/, к снижению объемов их продажи?

Пока трудно делать системные выводы на этот счет. Но последние данные о количестве ввезенных и проданных в России иномарок позволяют говорить, что россиян не пугают "бешеные" цены на зарубежные машины, стоимость которых почти наполовину состоит из "накруток" в виде пошлин и различных налогов. Так, согласно данным Федеральной таможенной службы /ФТС/, импорт РФ легковых автомобилей вырос на 8 месяцев 2006 г на 31 проц /по сравнению с аналогичным периодом прошлого года/ до 628,8 тыс, а сумма закупок составила 7,464 млрд долл. Причем, "львиная" доля закупок пришлась на машины из дальнего зарубежья: на 1 сентября этого года в страну ввезено соответственно 565,6 тыс машин против 440,6 тыс годом ранее. Сразу оговоримся, что речь идет о ввезенных в страну новых автомобилях.

Между тем, отметим, что с некоторых пор иномарки, бегающие по дорогам России, следует разделить на две категории: машины, сделанные за рубежом, и те, которые собраны на территории страны. В 2006 г российское правительство обнародовало амбициозный план развития отечественных сборочных предприятий, выпускающих автомобили иностранных марок. По словам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, суммарный объем "российских" иномарок в прошлом году составил 100 тыс машин, а к концу текущего года удвоится. Кроме того, уже в 2009 г выпуск иномарок в России должен достигнуть уровня в 500 тыс автомобилей. По словам главы Минэкономразвития, все проекты по промышленной сборке машин иностранных брендов, которые сейчас запускаются в стране, "дадут всплеск производства к 2010 году". Тогда уже общий годовой выпуск достигнет 800 тыс. "Это будут качественные современные автомобили российского производства", - считает Г. Греф. По его словам, "через 4 года зарубежные бренды должны стать доминирующими и в производстве, и на внутреннем автомобильном рынке России".

Нельзя сказать, чтобы это случилось как-то неожиданно. Еще весной 2005 г на встрече с Владимиром Путиным глава Минпромэнерго Виктор Христенко сказал, что "у нас очень хороший шанс, чтобы простой импорт превратить в инвестиции в российскую автопромышленность". И буквально через несколько дней после этой встречи были снижены таможенные пошлины на автокомпоненты, ввозимые в РФ, а некоторые из них и вовсе отменили. Иными словами, таможенные сборы с таких автомобилей стали брать не как за целые иномарки, а в несколько раз меньше.

Отметим, что наличие "льготного" режима обусловили рядом принципиальных требований. В частности, мощность создаваемого предприятия должна быть не менее 25 тыс автомобилей в год. Но самое главное, иностранные компании обязали локализовать в России не менее 30 40 проц компонентов для собираемых моделей в течение 4 5 лет. Кстати, о важности последнего требования упомянул в сегодняшнем заявлении и М.Медведков.

Новые" условия игры", с одной стороны, призваны удешевить стоимость "российских" иномарок по сравнению со своими аналогами, собранными за пределами РФ. Отметим, что предложенные правительством меры по развитию автопрома были с энтузиазмом приняты не только уже действующими в России предприятиями иностранных брендов, но и побудили несколько крупнейших мировых автопроизводителей в прямом смысле встать в очередь на возведение у нас своих заводов. Сейчас логичнее перечислить тех иностранных автогигантов, которые еще не пришли на наш рынок, нежели назвать компании, которые уже собирают в России машины или в ближайшее время собираются наладить выпуск автомобилей. "Первопроходцем" на российском рынке стал концерн Ford. Уже фактически пять лет недалеко от Санкт-Петербурга выпускается один из самых популярных и недорогих автомобилей гольф-класса Ford Focus. Следом в России двинулись Renault, GM, BMV, Kia и Chery. Готовятся к началу сборки на предприятиях российского концерна "Северсталь авто" автомобили Fiat, Ssang Yong и Isuzu. Летом этого года в районе Шушары под Санкт-Петербургом состоялась закладка завода компании Toyota, который уже к концу 2007 г начнет выпускать модель Camry. В ближайшем будущем приступит к производству у нас своих автомобилей японский Nissan. И, наконец, группа компаний Volkswagen начала в августе строительство собственного производства в Калуге. А через год с конвейера выйдут первые автомобили моделей VW Golf и Skoda Oktavia. Рвутся на российский рынок и китайцы. Так, китайская компания Great Wall намерена построить в Елабуге завод по производству внедорожников. Но соглашение пока не достигнуто.

Отметим, что общий объем инвестиций во все сборочные производства должен составить около 2 млрд долл. В этой связи, замглавы Минпромэнерго Андрей Реус в начале осени заявил, что режим промсборки "самое результативное воплощение промышленной политики государства в автопроме".

Будем объективными: подобный ход событий и определили граждане нашей страны, голосуя своими кошельками. Так за весть прошлый год россияне купили 575 тыс автомобилей иностранного производства. Но уже за 6 месяцев 2006 г граждане приобрели 418 820 новых иномарок. На сегодняшний день доля иномарок составляет 21,5 проц от всех легковых машин в стране. Есть прогнозы, что к 2010 г таковых будет около половины от общего числа автомобилей на российских дорогах. Оптимизм экспертов связан не только с ростом объемов производства машин, но и с развитием рынка автокредитования.

Возвращаясь к списку компаний, которые открыли свои производства в России, следует подчеркнуть, что в нем пока отсутствует такие раскрученные бренды, как Mazda и Mitsubishi. Политика руководства этих автогигантов исходит из того, что их автомобили и так пользуются спросом в России. Пока не спешит в нашу страну и Daimler Chrysler, компания, выпускающая автомобили Mercedes.

Отчасти это тоже закономерно, ведь российские чиновники сделали ставку на производство на территории страны автомобилей так называемого среднего класса. "Люксовые" машины, стоимостью свыше 50 тыс долл, понятно, предназначены для "узкого" круга покупателей. Поэтому их сборка в России вопрос неактуальный. Кстати, для потенциальных владельцев машин бизнес класса, скорее всего, не будет смертельным тот факт, что в стоимость приобретенного автомобиля будет включена высокая импортная пошлина.

prime-tass.ru 20.11.06