11.04.17

Почтовый экспорт товаров из России вырос за счет Китая и США

Наилучшую динамику по экспорту товаров из России в 2016 году показали США и Китай, тогда как доля стран — соседей по СНГ, напротив, сократилась, свидетельствует статистика «Почты России»

Количество почтовых отправлений с товарными вложениями из России увеличилось в 2016 году на 31%, до 2,63 млн, главным образом за счет Китая и США. Такие выводы следуют из статистики «Почты России», которая имеется в распоряжении РБК.

Доля Китая в экспорте почтовых отправлений выросла в два раза, до 5,56% по сравнению с 2,65% годом ранее. Таким образом, эта страна вошла в топ-5 по экспорту отправлений из России, обойдя Германию, Великобританию и Узбекистан (5,17, 3,91 и 2,31% соответственно по итогам 2016 года). Заметно выросла и доля отправлений в США — с 10,97% по итогам 2015 года до 13,26% в 2016 году, свидетельствуют данные почтового оператора.

Напротив, страны — соседи по СНГ демонстрировали отрицательную динамику. Хотя Белоруссия осталась лидером по количеству почтовых отправлений из России, ее доля снизилась на 1,6 п.п., до 13,8%. Также уменьшились доли Казахстана и Украины — на 3 и 2,45 п.п., до 8,86 и 8,16% соответственно. Правда, количество отправлений в абсолютных цифрах не уменьшилось, оговорились в пресс-службе «Почты России», сославшись на общий рост экспорта.

Представитель Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) считает, что статистика «Почты России» отражает возросшую конкуренцию почтового гиганта с независимыми операторами на рынках СНГ. Эти рынки очень хорошо освоили такие компании, как DPD, СПСР, СДЭК и Boxberry, соглашается президент Национальной ассоциации электронной торговли Александр Иванов. Кроме того, собственные службы доставки развивают крупные российские интернет-магазины, например Wildberries в Белоруссии, добавляет Иванов.

В свою очередь растущую популярность США и Китая опрошенные РБК участники рынка связывают «с активной поддержкой экспорта государством». «Экспорт нацелен на страны с развитой электронной коммерцией, которые способны покупать [товары из России]», — пояснил представитель АКИТ.

В частности, с декабря 2016 года «Почта России» и Федеральная таможенная служба запустили упрощенное таможенное оформление товаров, пересылаемых за рубеж. В качестве таможенной декларации используются формы Всемирного почтового союза CN23 для посылок или CN22 для мелких пакетов весом до 2 кг.

«Эксперимент был запущен 1 сентября 2016 года, но по всей России заработал ближе к декабрю, поэтому пока можно говорить только о предварительных результатах. Тем не менее мы видим, что интерес компаний к данному проекту растет, и можно смело предполагать, что количество участников эксперимента будет продолжать увеличиваться», — заявил РБК управляющий директор по организации международных проектов Российского экспортного центра Михаил Мамонов.

7 апреля 2017 года Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменениях в Налоговый кодекс России, которые, по замыслу его авторов, позволят российским интернет-магазинам получать нулевую ставку НДС и, соответственно, избегать двойного налогообложения — в России и за рубежом. При этом, как отмечает старший юрист группы косвенного налогообложения KPMG Андрей Грачев, участвовавший в разработке проекта, «из-за курса рубля даже с учетом НДС в размере 18% наши товары выгодны зарубежным покупателям».

Вместе с тем экспорт из России несопоставим с объемом товарных отправлений, поступающих в страну из-за рубежа. В 2016 году их количество выросло на 72,6%, до 233 млн посылок. Таким образом, разрыв между экспортом и импортом увеличился, что подтверждается статистикой АКИТ. Количество входящих международных отправлений с товарным вложением в 2016 году выросло в два раза (102%), тогда как рост числа заказов на внутреннем рынке составил лишь 6%, подсчитали аналитики ассоциации. По итогам 2016 года зарубежные онлайн-магазины заняли 35% всего рынка электронной коммерции в России.

В 2016 году максимальное количество зарубежных отправлений (30,31%) «Почта России» традиционно доставила в Москву, Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградскую область. При этом их совокупная доля выросла более чем на 2 п.п. Представитель АКИТ объясняет это более высокой покупательской способностью жителей Москвы и Петербурга. В свою очередь Александр Иванов связывает позитивную динамику с действиями самой «Почты России», которая перестроила свою работу на столичных рынках, предложив бизнесу более дешевые и выгодные продукты.

Среди других российских регионов, которые чаще всего принимают товарные отправления из-за рубежа, в 2016 году, как и годом ранее, оказались Краснодарский край (4,84%), Ростовская (2,75%) и Свердловская (2,68%) области.

РБК