29.04.09

Пиратство – на абордаж!

В конце апреля отмечается День борьбы с контрафактом. Объем продаж контрафактной продукции в настоящее время оценивается в 630-650 миллиардов долларов, что составляет порядка 6-7 процентов от объема всей международной торговли.

Ни для кого не секрет, что ежегодные убытки России в виде недоплаченных из-за фальсификата налоговых и таможенных платежей в федеральный бюджет составляют сотни миллионов рублей. Несомненно, ключевую роль по противодействию транснациональному перемещению контрафактной продукции во всем мире играют таможенные и правоохранительные органы. Так что российская таможенная служба является одним из основных участников процесса защиты интеллектуальной собственности на российской территории.

По данным Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВиЭК) ФТС России, в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности зарегистрировано более 1 380 товарных знаков, из которых 50 процентов – товарные знаки российских компаний. Из года в год количество заявок на включение в таможенный реестр неуклонно возрастает. Основная номенклатура товаров, в отношении которых зарегистрированы объекты интеллектуальной собственности, – алкогольная продукция, косметические средства, кондитерские изделия, одежда и обувь.

В 2008 году таможенными органами было заведено 1 053 дела об АП, связанных с перемещением товаров, содержащих объекты ИС и имеющих признаки контрафактных. Основными товарами, задержанными по делам о незаконном использовании товарных знаков (ст. 14.10 КоАП РФ), являлись алкогольная и пищевая продукция, спортивная одежда и обувь, парфюмерия. А по делам, связанным с нарушениями авторских и смежных прав (ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ), – видеокассеты, CD и DVD-диски. В 2008 году таможенными органами выявлено и признано судами контрафактными 10,2 миллиона единиц продукции.

По словам начальника УТОВиЭК Петра Баклакова, активизация работы таможни приводит к тому, что порой изменяются схемы поставок контрафактных товаров для российского рынка. С целью снижения рисков конфискации продукции этикетки, лейблы, упаковка с нанесенными товарными знаками ввозятся отдельно от самого товара и затем уже внутри страны происходит «предпродажная» подготовка. Безусловно, выявить этикетки и ярлыки значительно сложней, тем не менее их задержание таможней стало достаточно частым явлением.

При выявлении товаров, обладающих признаками контрафактности, таможенный орган уведомляет об этом правообладателя, с указанием всех обстоятельств, в том числе сведений о лице, в действиях которого усматривается незаконное использование чужого товарного знака. Как показывает практика, представители правообладателей реагируют на такие уведомления и в максимально короткие сроки направляют в таможню соответствующее заявление, в котором указывают о наличии или отсутствии соглашений с лицом, ввозящим товары.

Однако, говорит Петр Баклаков, в большинстве случаев роль правообладателей по защите своих интеллектуальных прав сводится лишь к своевременному направлению в таможенный орган заявления. Иные меры, предусмотренные, в том числе гражданским законодательством, правообладателями товарных знаков применяются крайне редко, что приводит к снижению эффективности деятельности государства по защите прав интеллектуальной собственности.

На уровень контрафакта во внешнеторговом обороте РФ, считает П. Бакла-ков, существенное влияние оказывают два важных фактора. Во-первых, наличие высокого спроса на контрафактный товар внутри страны. Для его снижения необходимо формирование негативного отношения предпринимателей и потребителей к контрафактной продукции. Причем не только должна проводиться разъяснительная работа, но и широко применяться меры административного и уголовного воздействия.

К примеру, законодательство Франции и Италии с недавнего времени предусматривает ответственность за нарушение прав ИС не только продавца, но и покупателя. В России же покупатель контрафакта пока не несет ответственности перед законом. Вместе с тем существует серьезная административная и уголовная ответственность за продажу поддельных товаров. Но, несмотря на все усилия правоохранительных органов, оборот пиратских товаров остается на высоком уровне. Во многом это обусловлено широким распространением в России «челночного» бизнеса и вещевых рынков, и нужны дополнительные финансовые и административные меры, стимулирующие процесс их замещения высокоразвитыми торговыми сетями, владельцы которых дорожат своим имиджем и не допускают реализации подделок.

Вторым аспектом является низкая активность правообладателей. Законодательство не только в России, но и в ЕС, США предусматривает частно-публичную процедуру защиты прав интеллектуальной собственности. То есть, вынесение обвинения по уголовным или административным делам возможно только при наличии соответствующего заявления правообладателей.

К сожалению, говорит Петр Бакла-ков, многие правообладатели неохотно идут на сотрудничество с таможенными органами. Это объясняется как неосведомленностью и нежеланием нести расходы, так и желанием скрыть факты подделок продукции, участие в незаконных схемах производства или ввоза товаров. Прежде всего это касается компаний, торгующих парфюмерией, галантереей, одеждой и обувью, оптическими носителями информации. Именно по этим категориям товаров есть основания считать, что под нежеланием предоставить информацию о действующих каналах поставок подлинных товаров кроются попытки правообладателей скрыть использование незаконных схем ввоза товаров. В настоящее время специалисты ФТС России занялись анализом внешнеторговой деятельности ряда таких компаний с целью выявления возможных нарушений таможенного законодательства.

Вклад ФТС России в 2008 году в сфере борьбы с контрафактом был высоко оценен Всемирной таможенной организацией (WCO) – российская таможенная служба признана победителем в конкурсе за звание лучшей таможенной администрации в вопросах организации борьбы с нарушением прав ИС. Представители ЕС считают, что принятие Россией новых законодательных актов, повышенное внимание и усиление таможенного контроля ввоза товаров, содержащих объекты ИС, а также активное привлечение правообладателей к совместной работе на этом направлении приближают Россию к уровню стран Евросоюза в технологиях защиты прав интеллектуальной собственности.

По словам начальника отдела УТО-ВиЭК Сергея Шурыгина, если сравнивать ключевые позиции, связанные с правоприменительной деятельностью в отношении противодействия поступлению контрафактных товаров, то на границе в России и ЕС они идентичны. Однако есть и отличия. Например, российские таможенные органы вправе применять меры по приостановлению только в отношении товарных знаков, наименований мест происхождения товаров, объектов авторского и смежных прав. Охрана патентов, промышленных образцов, полезных моделей, селекционных достижений и топологии интегральных микросхем, в отличие от ЕС, не отнесена к компетенции таможенных органов РФ.

Кроме того, российское законодательство устанавливает обязанность правообладателя при подаче заявления о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска, наряду с обязательством о возмещении вреда внести финансовое обеспечение этого обязательства или застраховать ответственность причинения вреда импортеру в случае, если не будет доказана контрафактность приостановленного таможней товара. Сумма таких гарантий составляет 500 000 рублей. Обеспечение при подаче заявления в странах ЕС не требуется.

Также российское законодательство не устанавливает возможность подачи заявлений в электронном виде и не предусматривает унифицированных формализованных бланков заявлений. Отличие состоит также и в том, что Регламент ЕС № 1383/2003 предусматривает возможность применения упрощенных процедур, связанных с уничтожением подозреваемых товаров, при выполнении двух условий: а) правообладатель или его представитель должен приложить письменное подтверждение о том, что товары, выпуск которых был приостановлен, нарушают его права интеллектуальной собственности; б) декларант, обладатель или собственник товара должен выразить свое согласие на проведение упрощенной процедуры уничтожения товара. (Считается, что согласие дано, если декларант, обладатель или собственник товара или, соответственно, их представители не отклонили проведение процедуры уничтожения товара в течение установленного срока).

Еще одна важная отличительная черта – законодательство ЕС наделяет таможенные органы полномочиями приостанавливать на 3 дня выпуск товаров без заявлений правообладателей (полномочия «ex offi cio»).

Однако, по словам Сергея Шурыги-на, процесс совершенсвования законодательства в РФ не стоит на месте и полномочиями «ex offi cio» могут быть наделены российские таможенные органы. Во всяком случае, соответствующие изменения в Таможенный кодекс РФ в виде законопроекта внесены в Госдуму и приняты в первом чтении в октябре 2008 года.

В настоящее время сотрудничество таможенных служб государств-членов ЕС и России осуществляется в рамках двусторонних межправительственных соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах и путем обмена информацией по таможенной правоохранительной информационной сети СЕN. Как отмечают обе стороны, информационное взаимодействие постоянно расширяется. Сходство технологий и методов работы таможенных органов открывает возможность для упрощения подачи заявления правообладателями в отношении объектов авторских и смежных прав, а также товарных знаков, принадлежащих на территории России и ЕС одному и тому же правообладателю.

Основным препятствием с юридической стороны в настоящий момент, уточняет С. Шурыгин, является наличие в российском законодательстве требований о внесении правообладателем финансового обеспечения (страхования) при подаче заявлений, а с технической – необходимость более глубокого сопряжения информационных систем таможенных служб.

По мнению экспертов, эти барьеры достаточно безболезненно могли бы быть сняты российской стороной, учитывая ожидаемое положительное влияние на повышение эффективности выявления контрафактных товаров и снижение трудозатрат по обработке заявлений от правообладателей. Поскольку, как они считают, очевидно, что наиболее предпочтительно будет подавать заявление в ближайшую к месту расположения головной компании-правообладателя таможенную службу, а также туда, где будут обеспечены наименьшие административные барьеры. Кроме того, такой «безобидный» интеграционный шаг мог бы иметь важное прецедентное значение в развитии сотрудничества и партнерства таможенных служб России и ЕС, снижении административных барьеров во взаимной торговле.

С другой стороны, опыт работы таможенных служб ЕС в соответствии с Регламентом 1383/2003 мог бы быть использован при подготовке единых правил, разрабатываемых в развитие интеграционных процессов, происходящих на постсоветском пространстве и, в первую очередь, Таможенного союза. Принятые в сентябре 2001 года Советом глав правительств СНГ Правила таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, сыграли свою роль в формировании национальных законодательств, и требуется дальнейшая унификация и развитие интеграции таможенных служб.

Журнал "Таможня" №8 апрель 2009г.