20.03.06

Обустройство границы -общее дело

Согласно Концепции развития таможенных органов на первом этапе, то есть до 2008 года, намечено оборудование пунктов пропуска современными техническими средствами, а на втором этапе - в 2008-2010 годах - должно быть завершено строительство и обустройство пунктов пропуска. Решение этой задачи возложено на несколько управлений Федеральной таможенной службы, в их числе и Главное управление тылового обеспечения (ГУТО). О том, как выполняется эта работа и какие существуют проблемы, рассказывает начальник ГУТО Владимир ЛАГИРЕВ.

- ФТС России проводит сейчас энергичную работу по созданию таможенной инфраструктуры. Одна из важных задач в этой области - обустройство автомобильных пунктов пропуска на государственной границе. Как вы охарактеризуете сегодняшнее положение?

- В самом деле, обустройство государственной границы является приоритетной задачей нашего Управления. К сожалению, приходится констатировать, что на сегодня граница обустроена недостаточно. По состоянию на конец 2005 года из 191 автомобильного пункта пропуска обустроены и отвечают современным требованиям по состоянию обустройства, оснащению информационно-техническими средствами, уровню сервиса для пассажиров и специалистов контрольных органов только 37.

- Не хватает средств?

- Конечно, недостаток финансирования - это основная причина. Однако в последнее время правительство, Минэкономразвития и ФТС России предпринимают целый ряд кардинальных программных мер по завершению обустройства границы. Так, еще в апреле 2005 года была принята и утверждена правительством Федеральная целевая программа Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы) (далее Госграница). Ее основная задача - обустройство Государственной границы Российской Федерации на направлениях: Северо-Кавказском, с Казахстаном, Украиной и странами Балтии. Всего же в рамках этой программы предусмотрено обустройство 35, в первую очередь, самых грузонапряженных автомобильных пунктов пропуска.

- Где находятся эти участки?

- На границе с Казахстаном и Украиной. На сегодняшний день граница именно с этими государствами наименее обустроена. Скажем, на российско-казахстанском направлении из 56 автомобильных пунктов пропуска обустроено по постоянной схеме в настоящее время только три. На границе с Украиной из 37 автомобильных пунктов пропуска обустроено только пять.

- А сколько и где было построено пунктов пропуска в 2005 году?

- 20 пропускных пунктов были модернизированы путем сооружения административно-служебных зданий модульного типа на границе России с Казахстаном. В строительстве находи лось восемь автомобильных пунктов пропуска, из которых два мы завершили и сдали в эксплуатацию. Это Озинки на границе с Казахстаном, Гуково на границе с Украиной. На АПП Троебортное на границе с Украиной проводится приемочная комиссия по сдаче в эксплуатацию. Еще два стро ятся по программе ТАСИС, то есть их строительство финансируется Еврокомиссией. Это Суоперя на российско-финской границе и Чернышевское на российско-литовской границе. Эти два пункта пропуска будут сданы уже в апреле текущего года. Кроме того, в 2005 году мы начали проектирование 16 автомобильных пунктов пропуска в рамках реализации программы Госграница. Это небывалый масштаб работы. Для сравнения: если за предыдущие 10 лет мы построили 37, то в 2006 году планируется строительство 22 автомобильных пункта пропуска.

- Каков объем финансирования по Госгранице?

- До 2010 года необходимо освоить 22,7 миллиарда рублей в рамках ФЦП Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы) . В 2005 году нам было выделено 324 миллиона рублей, и они полностью реализованы. Можно сказать, что основное финансирование началось с 2006 года. В текущем году на эти работы предусмотрено 1,8 миллиарда рублей. В последующие годы объемы финансирования будут только возрастать: в 2007 году - 2,3 миллиарда рублей, в 2008 году - 3,06 миллиарда, в 2009 году - 3,5 миллиарда и в 2010 году - 3,6 миллиарда рублей. Кроме того, три миллиарда рублей будут выделены дополнительно для оснащения границы инспекционно-досмот-ровыми комплексами (ИДК). Однако в целом эта федеральная программа не решает полностью вопроса обустройства государственной границы.

- Но есть еще Концепция раз вития таможенных органов, в которой, видимо, учтены эти обстоятельства. Какие средства она предусматривает?

- По нашим расчетам, для полного обустройства всей границы необходимо около 55 миллиардов рублей. Следовательно, с учетом предусмотренных федеральной программой Госграница дополнительно, для полного обустройства оставшихся автомобильных пунктов пропуска и реконструкции их под новую схему ооганизации государственного Контроля , необходимо 33 миллиона рублей с учетом ИДК. К сожалению, до сегодняшнего дня не утверждена схема организации такого контроля, поскольку она еще находится на согласовании в министерствах и ведомствах, участниках госконтроля. Это в определенной степени затрудняет нашу работу.

- На каких условиях осуществляется проектирование и строительство автомобильных пунктов пропуска?

- Поскольку эти работы производятся на бюджетные деньги, то, в соответствии с законодательством Российской Федерации, к этим работам привлекаются фирмы на конкурсной основе. Как правило, все они уже имеют опыт работы строительства автомобильных пунктов пропуска или аналогичных объектов.

- Впервые в вашу задачу входит также оснащение пунктов пропуска ИДК, предназначенными для контроля контейнеров и больше грузных транспортных средств. Сколько таких комплексов будет установлено в этом году? Какова общая потребность в ИДК?

- Одна из наших основных задач сейчас- это учитывать при строительстве пунктов пропуска то, что в них будут находиться технические средства таможенного контроля и, в первую очередь, ИДК. В настоящее время завершены пусконаладочные работы по установке первого ИДК в России - на автомобильном пункте пропуска Троебортное . В 2006 году в рамках проекта Всемирного Банка планируется установить четыре стационарных комплекса на финской и латвийской границе. Кроме того, ФТС России в этом году будет закуплено девять мобильных ИДК. В целом же в соответствии с Концепцией развития таможенных органов предполагается в течение ближайших пяти лет разместить на границе с учетом мобильных более 72 ИДК. Кстати, в рамках целевой программы Госграница предусмотрено установить 17 ИДК.

- Какова стоимость ИДК и где они закупаются?

- Ориентировочная стоимость одно го стационарного автомобильного ИДК составляет около семи миллионов долларов, а мобильного - 3,5 миллиона. У нас уже проведены конкурсные торги и заключены договоры на поставку девяти мобильных ИДК. Производит их совместное российско-германское предприятие в Санкт-Петербурге.

Журнал "Таможня" 4 февраль 2006г.