26.03.08

Обиженные "Шенгеном"

Истерия вокруг последствий вхождения Польши в Шенгенскую зону для украинцев не утихает. По всей видимости, Польша перестанет быть виновницей всех наших бед только после нашего приобщения к ЕС. А это когда?

Собственно, можно понять и тех, и других. Полякам диктует условия законодательство ЕС, украинцам — эмоции: еще никто из наших ближайших соседей не закрывал границы на "Шенген". Отголоски возмущения и разочарования доносятся с западных границ практически ежедневно. Напряжение возросло до того, что депутаты Львовского облсовета обратились в МИД с требованием ввести сборы в 35 евро для поляков, желающих въехать на территорию Украины.

Однако больше всего возмущаются "челноки". Мало того, что переходить границу туда-сюда стало намного сложнее, так еще и игра в одни ворота получается: пока для наших граница закрыта, поляки "челночат" вовсю.

…На пешем переходе Шегини — Медика слышна преимущественно польская речь. Ранним утром в сторону Польши почти безлюдно. Из двух десятков людей, желающих пересечь границу, половина поляки. А вот с обратной стороны движение более интенсивное. Поляки идут на работу: кто в супермаркет, кто с сумками, забитыми овощами — на расположенный тут же базар, а кто и просто за блоком сигарет. "Шенген", — пожимает плечами кто-то из местных. — Теперь тут почти всегда пусто"… Зато перед польскими консульствами более чем людно. Люди по-прежнему атакуют диппредставительства и занимают очереди с ночи.

Дышите глубже

В польском МИДе уверяют: скоро станет полегче, и просят, во-первых, потерпеть, во-вторых — понять. В Украине сегодня работают пять польских консульств. Поляки иронизируют, мол, их консульства в нашей стране существуют уже не для защиты польских интересов и граждан, а больше для украинцев. Всего в прошлом году польские визы получили 600 тыс. наших соотечественников. При этом одно только львовское консульство выдало нам больше виз, чем все страны "Шенгена" вместе взятые — в прошлом году 280 тысяч, в среднем по 700 виз в день. Львовское консульство работать быстрее не может физически — "пропускная способность" не позволяет. Поляки просят понять: учреждению тоже сложно пропускать через себя сотни людей ежедневно. Однако обещают принять меры для того, чтобы очереди стали меньше, а процесс выдачи виз не таким унизительным. Дело за малым — решить одну из самых острых на сегодняшний день проблем — помещения. Уже через два месяца поляки обещают открыть более просторное консульское отделение, в котором будут работать 16 окошек. А в первой половине следующего года планируют обзавестись новым зданием, строительство которого было на восемь месяцев заблокировано, причем, как уверяет польская сторона, не по ее вине. С обретением новых квадратных метров дело пойдет быстрее, и консульства смогут выдавать до двух тысяч виз в день. Следовательно, можно надеяться на более высокий уровень обслуживания. Правда, дополнительное помещение польского консульства и большее количество сотрудников будет лишь в том случае, если Украина ратифицирует соглашение о малом пограничном движении. А пока что в процессе ожидания и оформления документов терпение лопается у любого человека, по какую сторону окошка он бы не находился. Например, украинцы, прошедшие через суточные очереди, жалуются на порой откровенно хамское обращение. Справедливости ради нужно отметить, что унижают в консульствах преимущественно работающие там наши соотечественники.

Большое приграничное движение

Еще один больной вопрос. Как известно, 4 марта МИДами двух стран было подписано соглашение о малом приграничном движении. Поляки считают это успехом. Во-первых, Украина — первая страна, с которой Польша начала переговоры о МПД, станет прецедентом для всех последующих договоров, в т.ч. и с Россией. Во-вторых, вопрос был решен в три этапа встреч, фактически за месяц. Теперь дело только за вердиктом Еврокомиссии и ратификацией соглашения.

В польском МИДе считают, что буквально выторговали лучшие условия для Украины. Украина недовольно кривит губками — Львов и Дрогобыч зону малого пограничного движения "пролетели".

По словам первого секретаря польского МИДа, есть европейское законодательство, которое обязывает соблюдать определенные правила. Теоретически в договор можно было бы включить эти два города, находящиеся на расстоянии больше чем 50 км от границы. Но в таком случае Еврокомиссия просто бы не приняла это соглашение. Согласно европейскому законодательству, подписание соглашения о МПД возможно для упрощенного пересечения границы в 30-километровой зоне. Но в исключительных случаях, когда границы административных зон в 30 км не укладываются, эти рамки расширяются до 50 км. Итак, после ратификации соглашения Польша начнет выдавать разрешения о пересечении границы в рамках малого пограничного движения. Можно только представить во сколько раз усилится атака на польские консульства. В приграничной зоне проживает 1,5 млн человек. Даже если только половина из них будет заинтересована в получении разрешения — это все равно очень много. Так что с какой интенсивностью будут выдаваться разрешения — прогнозировать сложно. Хотя, учитывая, что вряд ли они начнут выдаваться раньше второй половины года, к концу 2008-го может быть 200-300 тыс. разрешений. Кстати, будет проходить и четкое разделение по районам. К примеру, житель львовской области сможет подать документы на разрешение исключительно во Львове. Стоимость удостоверения составит 20 евро. Владельцы не могут отдаляться от границы вглубь страны на расстояние больше чем 50 км. В противном случае предусмотрены штрафные санкции — от депортации и финансового наказания до конфискации разрешения на пересечение.

Карты-разрешения также не будут давать право на работу в Польше.

Новые кордоны

Под действие соглашения подпадут больше миллиона человек. Полякам проконтролировать такую массу людей, по понятным причинам, будет крайне сложно. "Вы представляете, за что возьмется Польша?", — восклицают за границей. Ведь суть дела не только в нескольких джентльменах в галстуках, которые поставят подпись под документом. Организация малого приграничного движения — это огромная работа и примерно такой же бюджет. Прежде всего нужно модернизировать приграничные пункты. Сегодня их состояние, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Кроме того, помимо уже существующих, нужно открывать новые пропускные пункты, усовершенствовать процедуры таможенного контроля, обеспечить КПП информационной системой, организовать специальные места перехода исключительно для малого пограничного движения. И это далеко не полный список.

То же должна сделать и украинская сторона.

Козырная карта

С 28 марта начнется прием заявлений на оформление карты поляка — документа, подтверждающего принадлежность к польскому народу. Теоретически получить его может любой человек, документально подтвердивший свои польские корни.

Но как известно, все просто только на бумаге. Опять же, из полутора миллиона жителей в карте будет заинтересована, как минимум, треть населения 50-километровой пограничной зоны.

Кстати, многие идентифицируют карту поляка с обретением польского гражданства или постоянного вида на жительство. Это миф. Документ теряет свое действие, если его владелец получает польское гражданство или переезжает жить на территорию Польши. Но, безусловно, карта развязывает руки. Владелец козырной карты обладает практически теми же правами, что и поляк, только не имеет права голосовать на выборах. Однако он может легально работать, заниматься предпринимательской деятельностью, бесплатно учиться и т.д.

Хуже Гондураса

Сколько бы нам ни обещали упрощенный режим с ЕС, очевидно одно: бывшие постсоветские страны в "семье избранных" остаются нежелательными гостями. Евросоюз от нас открещивается, и в ближайшие как минимум 5-7 лет о безвизовом въезде и речи быть не может. Одна из главных причин — хорошо налаженный путь передвижения азиатских нелегалов, которые в Европу попадают через Польшу, а в Польшу преимущественно через Россию и Украину. В закрытом депортационном центре в Перемышле на сегодняшний день содержится больше всего чеченцев, на втором месте — азиаты (Вьетнам и Китай). Поэтому сначала нужно дать хотя бы слабую гарантию, что наша страна перестанет быть одним из основных поставщиков нелегалов, а уже потом рваться за безвизовыми перспективами. Так что объяснение а-ля "мы не в "Шенгене", потому что бедные" — чушь. Экономические показатели тут не при чем. К примеру, свободно путешествовать по Европе могут граждане практически всех латиноамериканских стран: Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Гватемалы, Гондураса, Коста-Рики и других.

Контрабанда

Еще одна причина, по которой поляки бояться оставить для нас дверь на границе нараспашку — контрабанда.

И хотя польские таможенники утверждают, что у контрабанды нет национальности, к нам проявляется повышенное внимание. Как правило, таможенники и сами не знают, что искать в подозрительных фурах — иконы, живопись, духи, музыка. Но украинцы везут преимущественно алкоголь и сигареты. И если пеший человек может пронести разрешенный блок и еще несколько пачек в одежде, заработав на одной ходке 10 долларов, то у "дальнобойщиков" бизнес посерьезней. Таможенные склады до потолка забиты ящиками с конфискованными папиросами.

На днях польские таможенники изъяли рекордную за четыре года партию сигарет — украинец пытался незаконно ввезти в Польшу 15 тыс. блоков. Сумма доходов могла бы составить примерно миллион злотых (порядка полумиллиона долларов).

Деловая Неделя; 26.03.08