02.06.11

О взглядах государства на таможенную реформу РФ

Государство в лице ФТС РФ и ЦТУ считает, что Его взгляд на неочевидные вещи всегда наиболее правильный.

Такой подход государства можно отнести к вопросу, набившему оскомину в специализированных кругах околотаможенной и таможенной интеллигенции по реализации очередной таможенной реформы России, ярко выразившейся в "Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах приближенных к государственной границе Российской Федерации".

Так, согласно концепции, совершенствование таможенного администрирования будет происходить за счет внедрения в практику таможенного оформления новых технологий таможенного оформления. Для этого предусматривается внедрение института предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах. При этом часть таможенных операций будет осуществляться не в пунктах пропуска.

Также концепция предусматривает, что таможенное оформление товаров, которые требуют особых условий хранения и для таможенного оформления которых необходимы специальные знания, в приграничных субъектах Российской Федерации возможно после развития специализированной таможенно-логистической инфраструктуры. А строительство, оборудование и оснащение таможенно-логистических терминалов будет производиться бизнес-сообществом в рамках государственно-частного партнёрства.

Концепция не предполагает длительного хранения товаров под таможенным контролем на таможенно-логистических терминалах.

Основу концепции будет составлять электронное декларирование (далее ЭД) в совокупности с созданием приграничных ТЛТ (таможенно-логистические терминалы) на фоне сокращения таможенной инфраструктуры внутри страны.

На первом этапе внедрения ЭД будет практиковаться предварительное информирование (далее по тексту ПИ), которое может быть эффективным для обучения тех же таможенников. Но при 100% ЭД эта процедура будет избыточной, привлекающей дополнительные бюджетные ресурсы для тех таможенников, кто просматривает информацию из ПИ, так как по сути, они обязаны это делать дважды. Один раз предварительно до подачи ЭД, второй раз при оформлении ЭД! Все это полумеры, по мнению специалистов, работающих в сфере таможенного оформления, таможенного контроля, в IT-секторе.

За рубежом ЭД обрабатывается в автоматическом режиме компьютерами. Кстати, первая электронная декларация в РФ была оформлена в 2001 году. В классическом виде, как это происходит на западе, ЭД в России не работает, - у нас за 10 лет ничего не изменилось. Лучшего подтверждения саботажа во внедрении в нашей стране ЭД, по мнению тех же специалистов, с большой долей потребления импортных товаров, важнее приграничная инфраструктура с современными, многофункциональными МАПП (международные автомобильные пункты пропуска). Где вполне гармонично можно было проводиться таможенное оформление большого количества автомобильных грузов с помощью ЭД без очередей и проволочек будь на это соответствующая воля. Так в США и в большей части Европейских стран на аналогичных таможенных переходах и пунктах пропуска время на электронное декларирование составляет от 3 до 10 секунд. Там на границе таможенники считывают штрих код сканерами с сопроводительных документов перевозчика, все остальное делают компьютеры. Человеческий фактор при таможенном оформлении с импортерами и экспортерами там фактически устранен. Будь в РФ ЭД прогрессивным и активно поддержанным всеми слоями и категориями чиновников России, начиная от Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ФТС РФ, налоговыми ведомствами РФ и далее со всеми остановками, не было бы ни когда длинных очередей на границах РФ у МАПП и денежных поборов при оформлении таможенных деклараций.

Как видно из государева текста, идея государственного переноса таможенного оформления в места приближенные к государственной границе РФ не только логична, но и крайне необходима. Однако логичность и выгодность переноса просматривается исключительно для самих таможенных органов Российской Федерации. А то, что перенос таможенного оформления к границе планируется провести в основном за деньги и силами бизнес-сообщества, это ФТС РФ мало волнует. Даже магическое сочетание трёх букв русского алфавита бизнес-сообщество не возбуждает. ГЧП (государственно-частное партнерство), как мы уже заметили, в нашей стране не хочет работать по определенным и вполне известным причинам.

Но вернемся к Концепции…, из которой по сути, не вытекает никаких преимуществ для бизнеса и государства в целом кроме неосознанной парадигмы таможенного оформления на границе, которая в обозримом времени растворится в результате интеграции, в частности, с Украиной и Евросоюзом. Нет, по-видимому, и экономической целесообразности в данной Концепции. Из основ логистики известно, чем меньше остановок, задержек и перевалок груза по пути следования от поставщика к потребителю, тем дешевле стоит товар для граждан. А те же ТЛТ на границе как раз могут приносить существенные доходы своим изобретателям в лишь случаях значительных задержек на их транспортных стоянках и в складах искусственно придержанных импортных товаров. То, что наши таможенные чиновники как раз обладают этим искусством в совершенстве, и говорить не приходится. Спросите у каждого участника ВЭД в России, задерживался ли его груз на таможне под надуманными причинами. И Вам ответят из 100 % таких случаев, 99% - Да.

Финам.инфо