25.04.25

О включении инжиниринговых услуг в таможенную стоимость товаров (оборудования), ввозимых по договору лизинга

Вопрос: О включении инжиниринговых услуг в таможенную стоимость товаров (оборудования), ввозимых по договору лизинга.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации
от 10 января 2025 г. N 27-01-28/569

Ответ: Рассмотрев обращение от 12 декабря 2024 г. (далее - Обращение), Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного и табачного рынков сообщает, что Обращение касается получения консультаций по вопросу включения в таможенную стоимость товаров инжиниринговых услуг, при этом в соответствии с абзацем вторым пункта 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, Министерством, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем считаем необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 1 статьи 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее соответственно - ТК ЕАЭС, ЕАЭС) таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении условий, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств - членов ЕАЭС.

Подпунктом 2 "г" пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС установлено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляется стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей для вывоза оцениваемых (ввозимых) товаров на единую таможенную территорию ЕАЭС, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары: проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне единой таможенной территории ЕАЭС и необходимые для производства ввозимых товаров.

Учитывая изложенное, в случае если инжиниринговые услуги являются необходимым условием разработки и функционирования ввезенного оборудования, необходимым для его использования и эксплуатации, относятся к товару, перемещаемому через таможенную границу ЕАЭС, вне зависимости от того, кто оплачивал эти услуги (лизингополучатель или лизингодатель), они должны быть включены в таможенную стоимость.

При этом пунктом 4 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 1 марта 2021 г. N 23 "Об утверждении Положения об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза по договору аренды или финансовой аренды (лизинга)" установлено, что по договору лизинга арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору (лизингополучателю) это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем (далее - Решение N 23). Если оборудование ввозится по договору лизинга, то его таможенная стоимость определяется в соответствии с Решением N 23.

Обращаем внимание, что при решении вопроса о включении тех или иных расходов в таможенную стоимость товаров следует учитывать положения пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС, согласно которым таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

При этом в таможенных правоотношениях по результатам проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом могут приниматься решения исходя из совокупности выявленных при проведении таможенного контроля обстоятельств (пункты 1 и 2 статьи 313, статья 325 ТК ЕАЭС), в том числе действительного экономического смысла тех или иных платежей, осуществляемых покупателем товаров.

Одновременно информируем, что настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом, имеет информационный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента
таможенной политики
и регулирования алкогольного
и табачного рынков
Н.А.Золкин