25.01.17

Нулевая ставка не прошла: что случилось с законом о Калининградской области

В конце декабря 2016 года новый закон о Калининградской области на сайте проектов нормативных актов преодолел очередной этап правительственной бюрократии — Минэкономразвития РФ отправило его на процедуру оценки регулирующего воздействия. «Новый Калининград.Ru» выяснил, что после согласительной комиссии у вице-премьера РФ Дмитрия Козака новый закон лишился положения о нулевом НДС, инвестфонде Калининградской области и в принципе трансформировался в хорошо знакомый старый.

Новый старый закон

Закон, призванный изменить к лучшему жизнь калининградцев за счет создания в регионе рая для инвесторов, разрабатывается уже практически год. В октябре о нём вспоминал президент РФ Владимир Путин, когда назначал тогдашнего врио премьер-министра региона Антона Алиханова на пост временно исполняющего обязанности губернатора. «Согласовать все несогласованные до сих пор позиции, а их практически уже не осталось — там какие‑то мелочи, как мне докладывал Министр экономического развития Правительства России, — и вносите уже в Государственную Думу», — сказал тогда Путин.

Однако спустя три месяца оказалось, что несогласованных позиций очень даже достаточно — это показало прошедшее в конце декабря совещание под руководством вице-премьера РФ Дмитрия Козака, в котором участвовали представители всех заинтересованных министерств и ведомств. И эти позиции — вовсе не мелочи.

Первое и самое основное изменение — сама концепция законопроекта. Сначала планировалось, что это будет совершенно новый федеральный закон под кодовым названием «О социально-экономическом развитии Калининградской области». Первый вариант проекта включал в себя статьи, касающиеся появления на территории региона свободного порта, территории опережающего развития и т. п. Однако в процессе прохождения через всевозможные этапы обсуждений и согласований проект трансформировался до неузнаваемости. Сначала вместо ТОРа из Калининградской области хотели сделать ТЭЗ (Территориальную экономическую зону). Потом и вовсе от нового закона отказались.

В итоге Минэкономразвития представило окончательную редакцию своего проекта, предложив просто внести очередные поправки в действующий с 2006 года ФЗ-16 «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», а также поправить некоторые другие перекликающиеся законопроекты и Налоговый кодекс.

Калининградский закон от 2006 года в целом сохранил свою структуру, однако в него было добавлено несколько глав и статей, некоторые статьи — изменены. Предложенный Министерство экономразвития РФ законопроект в настоящее время размещен на портале проектов нормативных актов и датирован 20 декабря 2016 года. Однако этот проект уже устарел — после заседания согласительной комиссии, которое прошло 22 декабря под руководством вице-премьера РФ Дмитрия Козака, из пакета поправок решили вычеркнуть несколько положений. Об этом рассказал журналистам во вторник врио губернатора Антон Алиханов.

«Изменений там очень много», — признал врио губернатора. — Сейчас есть 10 тысяч позиций по этому закону. У Минфина, Минэка и так далее, и так далее. У Козака была согласительное совещание, некоторые были уже урегулированы. Я допускаю, что Министерство финансов опять может выйти с новыми инициативами по сужению, ограничению и всему остальному, мы с этим не согласимся, потому что у Дмитрия Николаевича на совещании были достигнуты позиции, которые уже незыблемы. И у Минэка, как у головного исполнителя этого закона, срок представления финальной версии законопроекта, переработанной по итогам этого совещания, — это 15 февраля».

Алиханов рассказал о некоторых пунктах, которые из законопроекта решили вычеркнуть. В частности, это глава о градостроительной деятельности на территории региона. Её положения предполагали, что основные решения в области градостроения будут принимать муниципалитеты, причем с сокращенными срокам. Также планировалось весьма серьезно упростить процесс изъятия земель из частной собственности для государственных нужд — сроки вступления в силу судебных решений предлагалось сократить сразу в три раза — с 30 до 10 дней. Однако, по словам Алиханова, главы о градостроительной деятельности в новом законопроекте, который увидит свет уже после 15 февраля, не будет — она разрабатывалась еще год назад, в том время как совсем недавно правительство области забрало все полномочия в сфере градостроительной деятельности с муниципального на областной уровень. Поэтому глава потеряла смысл.

«Об ускоренном изъятии земель сходу не скажу, но если и будет, то под конкретные инвестиционные проекты. Это будет более упрощенная схема, с более сокращенными сроками рассмотрения каких-либо вопросов, в органах власти, в судах», — пояснил Алиханов.

Врио губернатора также рассказал, что в законопроекте осталось положение об электронных визах для иностранцев. Они будут оформляться бесплатно в упрощенном порядке — по аналогии с механизмом, который в ближайшее время планирует утвердить Госдума для свободного порта Владивосток (проще говоря, в положение ФЗ «О въезде иностранцев в Россию», которое касается Владивостока, просто добавят ОЭЗ в Калининградской области).

Один из самых важных моментов — это льготы по страховым платежам в Пенсионный фонд, фонды Соцстраха и Обязательного медицинского страхования. В проекте закона, который представляло Минэкономразвития, предполагалось, что платежи по пониженным ставкам смогут платить только те резиденты ОЭЗ, которые зарегистрируются в качестве таковых в течение 3 лет после вступления нового закона в силу. Причем срок льготы будет ограничен 10 годами. Однако Антон Алиханов заверил, что льготу смогут получить все резиденты Особой зоны, в том числе, давно работающие в регионе.

А вот тема с нулевой ставкой НДС для медицинских и туристско-рекреационных услуг, по словам Алиханова, не прошла. «К сожалению, любые льготы, касающиеся НДС, не прошли», — констатировал он.

Не прошли, по его словам, «широкие предложения» в плане страховых платежей (чтобы льгота была предоставлена всем предпринимателям и предприятиям, работающим в регионе, а не только резидентам ОЭЗ). «На наш взгляд, они тоже были важными, но коллеги ввиду тезисов выпадающих доходов бюджета сузили их только для резидентов, — рассказал врио губернатора. — И льготы по страховым платежам тоже будут с критериями. Условно говоря, если мы с вами работаем все на одном предприятии, у нас будет разная ставка по страховым платежам. Если вы будете получать зарплату от определенной суммы, то тогда ставка будет низкая, если зарплата будет низкая, то ставка будет высокая. Вот эта тема „второго ключа“, который будет находиться в руках правительства Калининградской области, мы её в закон включим. Эти критерии будут устанавливаться Калининградской областью». Врочем, у Антона Алиханова во вторник не было достаточно времени, чтобы рассказать о всех положениях закона, поэтому мы решили изучать проект на сайте правовых актов самостоятельно.

Что еще предлагало Минэкономразвития

Пакет поправок в действующий закон Об ОЭЗ расширял список инвестиционных проектов, которые не смогут получить льготы. К включенным ранее оптовой и розничной торговле, производству алкоголя и табака, ремонту бытовых изделий и финансовой деятельности добавились производство и распределение электроэнергии и передача имущества в аренду. Алиханов ранее на брифинге во вторник подтвердил, что эти нововведения сохранятся, и девелоперы из списка потенциальных резидентов будут исключены. Отметим, что сейчас в списке резидентов, имевших право на льготы числятся ООО «Европа-центр» и ЗАО «Тута Строй» (реализовывали проекты ТЦ «Европа-центр» и «Калининград-Плаза»).

Кроме того, в законопроекте инвестпроекты в сфере «добыча нефти и газа и оказание услуг в этих областях» расширены до «добычи полезных ископаемых».

Второй основной момент — налоговые льготы. В соответствии с поправками к статье 288.1 НК РФ законопроект предлагает ввести нулевую ставку по налогу на прибыль на первые шесть лет с момента, когда резидент получит первую прибыль (сейчас шестилетний отсчет идет с момент включения инвестора в список резидентов ОЭЗ). Последующие шесть лет резиденту предлагается платить налог по льготной ставке в 50%. Впрочем, новые пункты этой статьи предлагают ограничить сроки неполучения прибыли тремя налоговыми периодами.

Еще одни изменения касаются статьи 284 Налогового кодекса, а точнее пункта 1.8 о налоговых ставках для резидентов территории опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток. Статью предлагается дополнить — включить в неё резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области. Таким образом, на резидентов ОЭЗ должны будут распространяться льготы, которые введены для ТОРов и свободного порта Владивосток: нулевая ставка по налогам на прибыль и имущество (в той части, что подлежит зачислению в федеральный бюджет) на первые пять лет. При этом региональные власти получат право свою часть налога всё же взимать, но по пониженным ставкам. Правда, как эта льгота будет коррелироваться с шестилетним периодом льгот, указанном в статье 288.1, пока не совсем понятно (и врио губернатора этот вопрос во вторник задать не удалось).

Также резиденты ОЭЗ смогут получать льготы по земельному и транспортному налогам, если такое решение примут соответственно муниципальные и областные власти. Причем вводить льготы для всех резидентов по транспортному налогу правительство не планирует. Более того, на брифинге во вторник врио губернатора признал, что льготы власти могли бы предоставлять и сейчас, без нового закона.

Что осталось, чего лишили

После декабрьского заседания согласительной комиссии под руководством Козака из пакета поправок вычеркнули несколько положений. Это, как сообщили в пресс-службе правительства, отражено в итоговом протоколе комиссии. О том, что написано в протоколе, журналистам рассказали уже после брифинга врио губернатора, который прошел во вторник. И оказалось, что некоторых моментов, о которых говорил Алиханов, в документе нет (в частности, информации о градостроительной деятельности, нулевой ставке НДС и т.п.).

Что точно есть в протоколе? Во-первых, все участники совещания согласились с положениями об электронных визах для иностранцев, отмене утилизационного сбора для новой сельхозтехники, сокращением сроков госэкспертизы проектов капстроительства до 45 суток, снижением страховых взносов по аналогии с условиями, установленными для ТОР.

Во-вторых, несколько положений было вычеркнуто. Минфин РФ предложил убрать из законопроекта положения о создании специального инвестиционного фонда Калининградской области. Предполагалось, что фонд сможет софинансировать за счет федеральной казны мероприятия по созданию и модернизации объектов инфраструктуры (инженерной, транспортной, энергетической). Предполагалось, что субсидии из фонда будут направляться в случае, если в регионе появятся инвесторы, подтверждающие готовность к участию в проекте и т. п.

Вместо этого комиссия согласилась считать целесообразным расширить список потенциальных резидентов Особой зоны за счет снижения инвестпорога для сферы IT и медицинских услуг.

В частности, для экономической «деятельности в области здравоохранения» предлагается снизить минимальный порог инвестиция для вхождения в число резидентов ОЭЗ со 150 млн рублей до 10 млн рублей. Для видов экономической деятельности «Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в этой области и другие сопутствующие услуги», «Деятельность в области информационных технологий», «Научные исследования и разработка» — снизить порог до 1 млн рублей.

Кроме того, Минфин РФ предложил исключить из законопроекта положения об упрощенном порядке возмещения НДС; об особенностях исчисления и уплаты налога на прибыль, полученной за счет торговой деятельности за рубежом. Министерство образования и науки РФ настояло на том, чтобы из калининградского пакета поправок убрали пункт о признании в Калининградской области дипломов государств — членов Организации экономического сотрудничества и развития (в ОЭСР входят многие европейские страны, включая Латвию, Эстонию и Польшу).

Предложили проработать

В то же время на заседании согласительной комиссии было принято решение проработать дополнительные вопросы. В частности, Минфину РФ совместно с Минэкономразвития РФ и правительством Калининградской области поручено до 1 февраля проработать и представить предложения о налогообложении в отношении предприятий региона по налогу на добавленную стоимость (НДС) в части услуг, не носящих трансграничный характер.

Минобрнауки совместно с заинтересованными федеральными органами власти также до 1 февраля должно рассмотреть предложения «о возможной организации процедуры признания иностранного образования и иностранной квалификации в соответствии с ФЗ „Об образовании“ для осуществления трудовой деятельности в БФУ им. И. Канта».

Минтруду с Минздравом предложили подумать над тем, чтобы заменить льготы по сниженным платежам в государственные внебюджетные фонды целевыми субсидиями. Эти субсидии могут предоставляться из бюджета Калининградской области (с софинансированием из федерального бюджета) резидентам Особой зоны, которые платят взносы в Пенсионный, Социальный фонды и фонд ОМС, и у которых уровень средней зарплаты не ниже минимального размера, установленного законодательством Калининградской области.

Стоит напомнить, что ранее региональные власти продвигали идею ввести льготы по социальным взносам в фонды для всех предпринимателей региона, которые платят белую зарплату не ниже, к примеру, 37,5 тысяч рублей в месяц. В данном случае поручение Минтруда и Минздраву чем-то напоминает механизм компенсаций таможенных пошлин предприятиям в рамках решения «проблемы-2016» — им предлагается сначала заплатить, а потом компенсировать. Это предложение также должно быть проработано до 1 февраля 2017 года.

Еще одно любопытное поручение, которое было сделано по итогам совещания у Козака, касается сравнительного анализа таможенной и налоговой нагрузки в Калининградской области и сопредельных государствах (Польше, странах Балтии). Также Минэкономразвития и Минфину в рамках этого же пункта поручено проанализировать административные барьеры, ориентированность бизнеса Калининградской области на европейский рынок и иные факторы, влияющие на формирование дополнительных издержек для осуществления предпринимательской деятельности в регионе. Результаты этого анализа с предложениями по поводу повышения инвестиционной привлекательности региона должны быть представлены в Правительство РФ до 1 февраля 2017 года.

Правда, что в итоге будет Правительство делать с предложениями по повышению инвестиционной привлекательности, не совсем понятно — ведь президент Путин еще в октябре поручил побыстрее внести законопроект о Калининградской области в Госдуму. И, наверное, прорабатывать этот вопрос уже поздно — с него надо было начинать работу над законом.

Новый Калининград.Ru