13.12.11

Новая редакция таможенного кодекса Украины губительна для транзита

Общественный совет при Гостаможслужбе Украины, объединяющий представителей рынка внешнеэкономической деятельности, выступил с обращением к президенту страны по поводу проблем, создаваемых новой редакцией Таможенного кодекса Украины (принята парламентом в ноябре 2011 г.).

Как указано в открытом письме на имя Виктора Януковича, обновленное таможенное законодательство Украины не способствует упрощению и унификации таможенных процедур, как того требуют международно-правовые акты в таможенной сфере, ратифицированные Украиной.

«Усложнения, вызванные новым таможенным законодательством, неминуемо повлекут за собой сворачивание предпринимательской деятельности, в частности, предприятий малого и среднего бизнеса, в сфере, связанной с осуществлением и обслуживанием внешнеэкономической деятельности. Изменения также существенно ухудшают условия транзита грузов через территорию Украины, что является нарушением международных обязательств Украины. В итоге это приведет к существенным потерям бюджета государства и негативно повлияет на международный имидж Украины», – предупреждает Совет.

Как подчеркнуто в обращении, новая редакция Таможенного кодекса противоречит действующим нормативно-правовым актам, а также содержит внутренние противоречия (в т.ч., в рамках одной и той же статьи). Среди противоречивых положений – формулировка условий осуществления деятельности таможенного брокера (в части требований страхования и внесения финансовых гарантий), распространение механизма финансовых гарантий на всю номенклатуру транзитных грузов (ранее – только подакцизных грузов).

Особо резкий протест участников рынка вызвала предусмотренная новой редакцией отсрочка внедрения норм электронного декларирования и принципов «единого окна» (до 1 января 2017 г.). «И это при том, что уже все страны Европы перешли исключительно на электронное декларирование и электронный обмен информацией между операторами рынка и таможенными органами. Наши ближайшие соседи – Беларусь и Россия успешно внедряют электронное декларирование в таможенной сфере: в Белоруссии таким образом оформляется свыше 55% таможенных деклараций, а в России – около 75%», – указано в письме.

Необоснованным представляется бизнесу исключение из видов деятельности, контролируемых таможенными органами, деятельности таможенного перевозчика – вида, особенно существенного для Украины как потенциально транзитного государства. Это неотвратимо будет иметь негативные последствия для транзитных перевозок и отрицательно скажется на пополнении госбюджета, указывает Совет.

В целом, документ, задумывавшийся как норма прямого действия, таковым не получился – он содержит до 170 отсылочных норм, требующих принятия подзаконных актов различного уровня.

При этих условиях и с учетом значительного социально-политического значения документа участники обращения просят президента страны отложить внедрение новой редакции и заново обсудить ее с представителями широкой общественности.

РЖД-Партнер