20.04.07

Никто не тянул одеяло на себя

В Москве состоялось совместное расширенное заседание коллегии Министерства транспорта и Федеральной таможенной службы, рассмотревшее вопросы взаимодействия двух ведомств при обустройстве пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и осуществлении в них контрольных и надзорных функций. Внушительную делегацию таможенников возглавил руководитель ФТС России Андрей Бельянинов.

Первый заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов отметил, что в условиях глобализации экономики только объединение транспортников и таможенников способно создать комфортные условия для роста грузооборота между Россией и зарубежными партнерами. А учитывая то обстоятельство, что интеграционные процессы все больше стирают границы между государствами, от качества и скорости проведения таможенных процедур в пунктах пропуска во многом зависит конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей.

С. Иванов напомнил участникам встречи, что на состоявшемся недавно итоговом заседании коллегии Минтранса много говорилось о необходимости полного и эффективного использования огромного транзитного потенциала, которым в силу своего географического положения обладает наша страна. Обсуждались, в частности, вопросы снижения транспортнологистических издержек. Однако мало только сделать так, чтобы грузопотоки быстро перемещались по территории России. Нужно сделать и так, чтобы граница не превращалась в труднопреодолимый барьер для добросовестного перевозчика.

Прежде всего, подчеркнул Иванов, совершенствования требует нормативно-правовая база деятельности пунктов пропуска.

Следующей важной задачей первый вице-премьер назвал оптимизацию сети пунктов пропуска. Ведь с ростом товарооборота увеличивается нагрузка на таможню. В этих условиях необходимо внедрять самые современные методы и технологии в организации контроля и надзора. И задача транспортников – всемерно содействовать проведению этих мероприятий, прежде всего содержать и поддерживать на должном уровне дорожную инфраструктуру, рационально распределять грузо- и пассажиропотоки. Снять нагрузку с того или иного участка границы можно, не только увеличив скорость ее прохождения, но и перенаправив транспортные средства на менее задействованные пункты пропуска.

Особо остро обстоит дело с железнодорожными пунктами пропуска. Из 59 ЖДПП только четыре (!) удовлетворяют требованиям, предъявляемым таможенными органами. Заместитель министра транспорта Евгений Москвичев отметил, что самое плачевное положение на российско-украинском и российско-казахстанском участках границы. Досмотр подвижного состава зачастую производится либо в «чистом поле», либо на железнодорожных станциях, расположенных в нескольких десятках километров от рубежей (в этом случае контрабандный товар можно скинуть из вагона в условленном месте). Совместно с ФТС и ФСБ России Минтранс определил перечень ЖДПП, требующих обустройства в пожарном порядке. Но все равно это дело не одного года.

После паспортизации пунктов пропуска Минтранс предложил закрыть более сотни самых малоинтенсивных. Однако в ведомство поступают обращения местных властей с ходатайством об их сохранении – при таком мощном лобби, уверен Москвичев, избавиться от невостребованных пунктов будет невероятно сложно. В свою очередь заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Владимир Малинин, безусловно признав необходимость закрытия 73 только АПП, высказал мнение, что огульно делать это нельзя. Этот процесс необходимо согласовывать с сопредельными странами. Москвичев привел такой пример. Сегодня на границе действуют 190 АПП. Но через добрую половину из них проходит до 10 автомобилей в сутки. Зато в другой части пунктов денно и нощно «полный аншлаг». Перевозчики кукуют в пробках на подходах к границе даже не часами – сутками. Анализ, проведенный специалистами Минтранса, показал, что потери доходов отечественных перевозчиков от ожидания въезда в режимную зону на 14 основных АПП в 2006 году составили свыше 3 миллиардов рублей – в два раза больше, чем годом раньше. Только по МАПП Торфяновка они составили 1,5 миллиарда. А с учетом потерь зарубежных перевозчиков потери российской экономики составили около 7,5 миллиарда рублей. Не следует забывать, что эта сумма «переложена» на наших экспортеров и импортеров, а в конечном итоге на потребителя, то есть на нас с вами.

Гораздо сложнее «оценить» задержки пассажирского автотранспорта, но и они растут год от года. И, наверное, не случайно Сергей Иванов поставил перед таможенниками и транспортниками задачу создать на приграничных пунктах пропуска «зеленый» коридор для пассажирского и легкового автотранспорта – подобный тем, что существуют сегодня в крупных международных аэропортах. Конечно, такое «озеленение» вовсе не значит отсутствие всяческого контроля – он должен быть по-прежнему принципиальным.

Продолжится оснащение пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами. В минувшем году такими установками оснащены Ростовская, Выборгская и Брянская таможни. В нынешнем планируется вести в эксплуатацию 50 ИДК, а к 2010 году их должно уже функционировать 83 – 22 в автомобильных, 6 в морских, 8 в воздушных пунктах пропуска, а также 47 мобильных.

Пока же у транспортников есть претензии к качеству (да и к количеству, то есть объему) таможенного досмотра. Впрочем, без взаимных претензий при обсуждении таких важных вопросов обойтись сложно. Таможенники, кстати, тоже имеют право посетовать на несоответствие приоритетов в развитии пунктов пропуска и примыкающей к ним дорожной инфраструктуры. Последняя модернизируется довольно вяло – на этом акцентировал внимание начальник ГУТО ФТС России Сергей Комличенко. Конечно, Минтранс проводит здесь определенную работу, в частности, тот же Евгений Москвичев привел несколько примеров: строительство обходов Выборга, Советска, Чернышевского – это в прошлом году. В нынешнем – капитальный ремонт автодороги на подъезде к Рудне, обустройство разделительных полос на участке Калининград – Мамоново и др.

Однако не стоит забывать, что главное в этом деле – строгий баланс. К пункту пропуска, через который проезжает один велосипед в сутки, конечно, не должен вести шестиполосный автобан, а к наиболее загруженным и акого шоссе может быть недостаточно. А вообще говоря, каждый пункт пропуска может, прошу прощения за «масло масляное», может пропустить столько транспортных средств, на сколько рассчитана его изначальная мощность. Ну, в крайнем случае, процентов на десять больше – через «не могу». Но не в два же раза больше! Причина любой пробки гораздо объемней, нежели чистая «непроходимость» АПП или недостаточная ширина подъездного пути к нему. Начала в середине марта Белоруссия «проветривать» свои дороги, и пожалуйста – Северо-Западу срочно требуется штопор…

Кстати, один из вариантов снятия нагрузки с АПП предложил перевозчик, член правления АСМАП Рафик Сулейманов – таможенный досмотр груза, адресованного вглубь страны, производить на внутренних, менее загруженных таможнях. Проверка на границе в таких случаях должна быть скорее исключением, чем правилом.

Сергей Иванов идею подхватил: на каждую фуру ставить маячок системы ГЛОНАСС и по спутнику отслеживать, не свернет ли грузовик «налево». Если он сбился с курса, штрафы должны быть разорительными для перевозчика (Иванов озвучил сумму как «миллионы долларов»). Этот же перевозчик посетовал на откровенное навязывание околотаможенных услуг – складов временного хранения и таможенного сопровождения. Что касается последнего, то да, согласился Сулейманов, у ФТС России такое право есть, но оно почему-то передается коммерческим структурам, у которых, соответственно, и тарифы коммерческие. 1 миллион 800 тысяч рублей в год – именно такую сумму, по его словам, недополучает его транспортное предприятие из-за посредников.

Сергей Иванов однозначно считает, что перевозчики не должны дополнительно платить за контроль, который осуществляет государство при пересечении границы. Таможня должна быть полностью отделена от какой-либо коммерции. Необходимо сделать так, чтобы не в ущерб качеству контроля таможенные процедуры были максимально упрощены.

Первый вице-премьер также отметил, что в последнее время для решения межведомственных вопросов все чаще используется такое эффективное средство, как совместные заседания коллегий, а не традиционная бюрократическая переписка. Ведь ведомственные амбиции только вредят делу. А личное общение руководителей смежных структур позволяет каждому не только открыто высказывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать корпоративное мнение.

И, главное, дает возможность совместно находить компромиссы и оперативно согласовывать предстоящие действия.

Ирина ФУРСОВА
Журнал "Таможня"