Металлолом отнесен к группе риска
Федеральная таможенная служба издала приказ, ужесточающий требования к экспорту лома и отходов черных и цветных металлов. Теперь этот один из самых криминальных грузов отнесен к группе риска и подлежит 100% досмотру таможенными службами.
Объем перевалки металлолома в петербургском порту по итогам 10 месяцев 2008 года существенно сократился. Стало меньше и компаний, обрабатывающиъ такие грузы.
По сути, единственными стивидорами, отправляющими на экспорт металлолом в Петербурге остались компании "Морской порт Санкт-Петербург" и "Петролеспорт". Также объемы официально остались на причалах "Кировского завода", где работают стивидорные компании "Сетос Сервис" и "Тетрамет".
Всего в порту с января по октябрь перегружено 1,7 млн тонн металлолома, что на 22% ниже прошлогоднего уровня. Причем, в этом году объемы увеличивал лишь "Морпорт Санкт-Петербурга", остальные игроки рынка только сокращали свои мощности.
Криминальность бизнеса по сбору и экспорту металлолома стала притчей в порту, где его сравнивают по этому показателю с лесными грузами и нефтепродуктами. "Если делать все официально, маржа на нем не так велика, однако основные деньги делаются на обработке, сортировке, затарке и оформлении этого сырья", - делится один из участников портового бизнеса.
По сути, последний шаг таможни в этом направлении верный, и тотальный контроль за перемещением металлолома, который нередко заготовляется не всегда понятными способами, действительно оправдан.
"Однако включение его в группу риска на практике будет означать 100% таможенный досмотр, что на практике малореализуемо и дает обширные коррупционные возможности", - сетует специалист.
"Официальные цены на перевалку металлолома в нашем порту - $10-20 за тонну, но на его обработку требуется много площадей, специальные, зачастую грязные технологии, и те, кто занимается металлоломом, давно научились получать добавленную стоимость за счет дополнительных услуг",- рассказывает директор аналитического агентства Infranews Алексей Безбородов. По его словам, основными рынками сбыта российского металлолома сейчас являются Индия и Китай, обеспечивающие таким образом свои металлургические заводы доступным сырьем.
В большей части Европы переработка металлолома сильно затруднена из-за повышенных экологических требований. В последнее время отгрузка нередко осуществляется в контейнерах, что повышает мобильность и простоту транспортировки металлолома.
DP.RU; 15.12.08