17.12.10

MAN доехал до Петербурга

Немецкий автоконцерн MAN построит в Петербурге завод по выпуску до 10 тыс. тяжелых грузовиков в год. Ранее аналогичные проекты запустили Volvo и Scania. Но стоимость проекта MAN на первом этапе не превысит ?20 млн, то есть речь может идти просто об отверточной сборке машин.

Во вторник власти Петербурга и руководство концерна MAN подпишут соглашение о строительстве в Петербурге автозавода, рассказали "Ъ" несколько источников, знакомых с деталями проекта. По их словам, речь идет о создании сборки тяжелых грузовиков в объеме 10 тыс. машин в год. На первом этапе будет отверточная сборка, в перспективе MAN намерен создать производство полного цикла. Стартовые инвестиции MAN — ?20 млн, говорит один из собеседников "Ъ". Площадка еще не утверждена, добавляет он, но на первом этапе MAN может запустить отверточную сборку в одном из цехов завода "Арсенал". Там же начинал отверточную сборку концерн General Motors, который потом построил завод в промзоне Шушары (Петербург).

О намерении построить в России завод в MAN говорят с 2008 года. Сначала концерн рассматривал Брянскую область, затем интересовался Калугой, однако в итоге остановил свой выбор на Петербурге, говорят собеседники "Ъ". В Калуге работает завод Volvo, а в Петербурге — шведской Scania.

Вчера в пресс-службе MAN от комментариев отказались. В администрации Петербурга проект курирует комитет по экономическому развитию, промышленной политике и торговле, но там от комментариев тоже отказались. За подписанием соглашения о промсборке в Минэкономики MAN не обращался, говорят источники "Ъ". Минэкономики уже давно закончило подписывать соглашения о промсборке, которые дают льготы на ввоз компонентов для сборки в обмен на обязательства по локализации, но его все же можно подписать по личному распоряжению премьера Владимира Путина.

Впрочем, вряд ли за ?20 млн MAN сможет создать в Петербурге полноценное производство, говорит Михаил Пак из ИК "Атон". Скорее всего, сейчас MAN просто пытается сэкономить и обойти высокие таможенные пошлины на импорт готовых грузовиков, полагает аналитик. Эти пошлины составляют 25%, тогда как пошлины на компоненты колеблются в пределах 10-15%. По схеме, по которой работает MAN, сейчас работает Scania, которая запустил завод в ноябре. Стоимость проекта не превысила даже ?10 млн, хотя в перспективе концерн обещал вывести его на мощность 10 тыс. машин в год. Статуса инвестора, работающего по промсборке, завод Scania не получил.

По режиму промсборки работает только Volvo, которая построила завод в Калуге со сваркой и окраской кузова, вложив в него не менее ?100 млн. Прежде чем запустить предприятие, Volvo также долгое время вела отверточную сборку своих грузовиков в Зеленограде (мощность не превышала 500 машин в год), но затем все-таки решилась на полноценное производство. Однако в Volvo признавали, что в 2009 году завод концерна выпустил не более 260 машин (вчера телефон представителя Volvo не отвечал).

Смысл инвестировать в глубокую локализацию сборки тяжелых грузовиков в России неочевиден, потому что их продажи невелики, говорит Иван Бончев из Ernst&Young. По данным Ernst&Young, за январь—сентябрь MAN продал в России порядка 2 тыс. тяжелых грузовиков, Iveco — 1,4 тыс., Volvo и Scania — порядка 1 тыс. каждая. КамАЗ, по данным Ernst&Young, продал более 20 тыс. грузовиков, и глава завода Сергей Когогин заявлял недавно, что наиболее серьезный его конкурент — не новые, а подержанные импортные грузовики. По данным "Автостата", их импорт в кризисном 2009 году был на уровне 700 машин в месяц, то есть сопоставим с продажами новых импортных грузовиков за три квартала.

Коммерсантъ