19.09.18

Комментарии экспертов о новом законе "О таможенном регулировании"

Сергеев Владимир, административный директор транспортной компании Intertransavto (ITA)

Данный закон направлен на урегулирование тех вопросов, которые Таможенным кодексом ЕАЭС отнесены к национальной компетенции, поэтому кардинальные изменения по сравнению с началом года (введением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС) вряд ли предвидятся.

Так, приоритет электронного документооборота продекларирован в Таможенном кодексе ЕАЭС, каких-то существенных новаций в федеральном законе не заметно. Если говорить о декларировании таможенного транзита, в настоящее время в нашей компании только около трети транзитных деклараций подается в форме электронного документа без составления документа на бумажном носителе. Препятствием является то, что перечень ПТО, на которые могут оформляться транзитные декларации в электронной форме, в Российской Федерации весьма ограничен условиями эксперимента, который начат еще во время Таможенного союза и до настоящего времени еще не закончен. Очень хотелось бы надеяться, что этот вопрос решится, и в ближайшее время можно будет оформлять транзит в электронном виде на любой ПТО на территории России. В качестве примера можно отметить, что и в Казахстане, и в Беларуси в эксперимент входят практически все ПТО.

Все основные вопросы, связанные со статусом уполномоченного экономического оператора, уже урегулированы на межгосударственном уровне в Таможенном кодексе ЕАЭС: определены типы УЭО, требования и упрощения к данному статусу, распространение статуса на всей территории ЕАЭС. Федеральным законом «О таможенном регулировании» устанавливаются всего лишь некоторые национальные особенности получения, приостановления и прекращения этого статуса резидентами Российской Федерации.

С введением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС уполномоченным экономическим операторам дан переходный период, в который они могут получить необходимый тип согласно новым правилам.По окончании переходного периода те, кто не оформил статус по новым правилам, перестают быть уполномоченными экономическими операторами. Также следует отметить, что на время переоформления текущий статус УЭО распространяется только на территорию того государства, резидентом которого является компания (как это было в Таможенном кодексе Таможенного союза).

Анаит Василян, руководитель таможенного отдела группы компаний AsstrA

Новый закон о таможенном регулировании содержит много изменений, цель которых состоит в упрощении таможенных операций.

Например, предварительные решения по классификации ТН ВЭД ЕАЭС теперь принимаются за 60 календарных дней вместо 90 дней, как это было раньше. Срок действия этого решения продлен до пяти лет вместо трех.

Также на 10 календарных дней уменьшился срок оформления отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Раньше этот процесс занимал 30 календарных дней, сейчас – 20.

Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей также претерпел значительные изменения. Теперь он осуществляется только в форме зачета в счет авансовых платежей не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания. Процесс возврата начинается со дня регистрации таможенным органом корректировки декларации на товары (ДТ) или таможенного приходного ордера; полной ДТ; иного документа, подтверждающего факт излишней уплаты (взыскания).

Предоставление сведений о товарах, транспортируемых через границу Таможенного союза, теперь возможно и на английском языке.

Новый закон разрешает переход на электронный документооборот не только на этапе декларирования товаров, но и в течение всего периода взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами. Это весьма упрощает процессы оформления.

Кроме того, теперь в электронном виде можно подать заявления о возврате авансовых платежей и жалобы на действия (или бездействия) таможенных органов и должностных лиц.

VCH.RU