11.09.14

Китайским шинам перекрывают путь в Таможенный союз

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) начала антидемпинговое расследование в отношении импорта китайских шин для грузовиков, автобусов, троллейбусов, прицепов, сообщила вчера комиссия. Основанием стало обращение белорусской «Белшины», трех предприятий холдинга «Татнефть» — «Нижнекамскшины», Нижнекамского завода грузовых шин, Нижнекамского завода шин ЦМК — и двух заводов холдинга «Кордиант» — «Омскшины» и Ярославского шинного завода.

По предварительной информации, в 2011-2013 гг. импорт грузовых шин в страны Таможенного союза (ТС) в количественном выражении увеличился на 29,8%, непосредственно из Китая — на 36,3% (абсолютные цифры ЕЭК не раскрывает). Доля китайского импорта в общей стоимости ввезенных покрышек достигла в 2013 г. 64%, а оценочная величина демпинговой маржи — 198%. Рынок грузовых шин в странах ТС увеличился на 5,1%, но производство локальной продукции упало на 9,2%, а ее продажи — на 17,1%. В итоге доля грузовых шин, произведенных в ТС, на местном рынке сократилась на 11,1 п. п. По данным шинного холдинга «Кордиант», в 2013 г. в структуре импорта шин (всех типов) в Россию на долю китайской продукции пришлось 24%.

Чтобы выдержать конкуренцию с китайским импортом шин, заводы из стран ТС «были вынуждены снижать отпускные цены», говорится в сообщении ЕЭК. С учетом роста себестоимости производства это привело к падению рентабельности и прибыли до отрицательных значений, указано здесь же. К примеру, чистый убыток Ярославского шинного завода в 2013 г. составил 923,1 млн руб. против прибыли в 654,3 млн руб. годом ранее, по данным «СПАРК-Интерфакса». «Нижнекамскшина», крупнейший российский производитель шин, получила чистую прибыль в 35,9 млн руб., но за год она сократилась почти вдвое, следует из материалов компании.

Представитель «Татнефти» (владеет «Нижнекамскшиной») на вопросы «Ведомостей» не ответил. Получить комментарии «Кордианта» не удалось.

Конкуренция на рынке жесткая и локальные производители пытаются защититься от импорта, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. В 2013 г. российский рынок шин всех категорий сократился на 2% до 58,4 млн шт., а в 2014 г. может упасть еще на 4-8%, по прогнозу «Кордианта». По данным «Автостата», в 2013 г. в России на вторичном рынке было продано 7,24 млн грузовых шин, оптимистичный прогноз на 2014 г. — 7,31 млн шт. Вторичный рынок грузовых шин (розничные продажи) скорее всего останется на уровне 2013 г., а первичный (поставки на заводы) снизится на 15-20% до 500 000-600 000 шт. из-за падения спроса на рынке автомобилей и, соответственно, сокращения производства машин, думает человек, близкий к «Нижнекамскшине».

В Китае развита поддержка экспорта — это наряду с традиционно низкой себестоимостью производства в стране позволяет китайским шинникам предлагать дешевые покрышки, напоминает Беспалов. Об этом же говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Причем по грузовым шинам российским производителям гораздо сложнее конкурировать с Китаем из-за более высокой себестоимости производства, указывает источник, близкий к «Нижнекамскшине». В секторе легковых шин можно «поиграть рекламой», в сегменте шин для коммерческих автомобилей реклама имеет минимальное значение: главное — это потребительские свойства, объясняет он.

Обычно антидемпинговые расследования длятся около года, говорит представитель ЕЭК. Какое в итоге будет принято решение, сейчас спрогнозировать трудно — прежде всего в свете развивающихся экономических отношений России и Китая, замечает Беспалов.

Ведомости