17.02.12

Китай запретил ввоз смертельно опасных овец и коз из России

Козы и овцы из России, а также продукция на их основе запрещены китайским правительством для ввоза на территорию Поднебесной. Эти меры должны предотвратить распространение овечьей оспы, вспышка которой была зафиксирована в Кировском районе Приморского края. Решение о запрете ввоза российских коз и овец было принято государственным управлением по контролю качества, инспекции и карантину КНР в целях защиты местных жителей и китайского животноводства в целом.

История современных российско-китайских дипломатических отношений началась в середине декабря 1992 г. когда КНР посетил Б.Н. Ельцин. Было подписано 24 документа, касавшихся политических и экономических отношений, а также опубликовано Совместное заявление о взаимных отношениях между КНР и РФ. Еще один пакет документов был подписан во время визита Председателя КНР Цзянь Цзэминя в РФ в сентябре 1994 г. Среди них – Декларация о долгосрочном развитии двусторонних связей, протокол о торговле и экономическом сотрудничестве и соглашение о таможенном сотрудничестве. В ходе этого визита Цзянь Цзэминь охарактеризовал состояние российско-китайских отношений как «конструктивное партнерство».

В апреле 1996 г. Б. Ельцин вновь нанес визит в КНР, в ходе которого было подписано Совместное заявление (Пекинская декларация), где говорилось уже о «стратегическом партнерстве на основе равенства, взаимного доверия и взаимной координации».

КНР и РФ рассматривают современный мир как развивающийся в направлении многополярности. Взаимодействие на международной арене РФ и КНР строят на основе совместной Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанной на высшем уровне в апреле 1997 г.

Важным шагом к обеспечению широкой общественной поддержки курсу на добрососедство и стратегическое партнерство РФ с КНР явилось создание Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития, первое заседание которого в Пекине было приурочено к государственному визиту президента РФ в КНР в ноябре 1997 г. Также в ноябре 1997г. были завершены деморкационные работы на Восточной части российско-китайской границы (от Кореи до Монголии, протяженность – свыше 4200км.), а в 1998г. – на Западной части границы (55км.), позволившие впервые за более чем 300-летнюю историю отношений четко и по обоюдному согласию обозначить её на местности.

КНР является третьим (после Германии и США) торговым партнером РФ среди стран дальнего зарубежья, РФ – восьмым по объему товарооборота партнером КНР. В основном была сформирована договорно-правовая база российско-китайского торгово-экономического сотрудничества, куда входили Торговое соглашение между РФ и КНР на 1997-2000гг., Меморандум о взаимопонимании, между РФ и КНР об основных направлениях торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, а также значительное число межправительственных и межведомственных документов по конкретным направлениям сотрудничества. Российско-китайские встречи на высшем уровне проводятся не реже одного раза в год. Основу российского экспорта в КНР составляют машины и оборудование, цветные металлы, древесина и целлюлоза, химические удобрения и другие химические товары. 70% российского импорта приходится на закупки изделий из кожи, одежду, обувь, мясо, а также машины и оборудование. Однако у российско-китайской торговли очень несовершенная структура, РФ поставляет в основном сырье, а товары широкого потребления завозит. При этом в товарообороте двух стран практически отсутствуют высокотехнологичные товары, за исключением оборонной сферы. Неурегулированность правовой базы, так называемой «народной торговли», привела к тому, что значительная часть товарооборота ушла в теневую зону. Предприниматели из КНР по туристическим каналам перемещают через границу РФ небольшие партии товаров народного потребления и самостоятельно реализуют их на российских потребительских рынках. Полученная выручка нигде не фиксируется, почти не облагается налогами и таможенными сборами. В связи с этим РФ несет финансовые потери. К тому же в условиях «народной торговли» невозможно осуществлять надлежащий контроль за качеством товаров, защищать законные права потребителей в случае претензий с их стороны. Нездоровые явления в двусторонней торговле способны негативно повлиять не только на экономические, но и на политические связи двух государств. Они могут подорвать взаимное доверие и симпатии между двумя народами

В июле 2000 г. новый президент РФ В.В. Путин подтвердил, что КНР является стратегическим партнером РФ, разделяющим стремление РФ к становлению и укреплению многополярного мира. Показателем нового уровня двусторонних отношений стал подписанный президентом РФ В.В. Путиным и Председателем КНР Цзянь Цзэминем в Москве в середине июля 2001 г. российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

Договор, как и российско-китайское сотрудничество в целом, имеет два аспекта: международный и двусторонний. Практически полное совпадение взглядов двух стран на международные проблемы – важнейший двигатель двусторонних отношений. Лидеры в Пекине и Москве неоднократно заявляли, что российско-китайское сближение не направлено против третьих стран, в том числе и против США, и это верно в том смысле, что США и Запад не рассматриваются ни КНР, ни РФ в качестве врага. Напротив обе стороны крайне заинтересованы в экономическом и политическом сотрудничестве с Западом. Оно является важнейшим фактором развития обеих стран и, следовательно, полностью соответствует их стратегическим целям. Однако вероятно и то, что российско-китайское сближение в определенной степени стимулируется рядом негативных тенденций международного развития. Прежде всего, это стремление принизить роль ООН и ее органов, попытки НАТО взять на себя функции Совета Безопасности ООН, расширение НАТО.

Экспрессинформ