16.06.09

Киев и Минск договорились о безвизовом режиме

Украина и Беларусь 12 июня приняли соглашение о безвизовом режиме. Соглашение было подписано в Киеве премьер-министрами двух стран - Юлией Тимошенко и Сергеем Сидорским. Об этом сообщает управление по связям со СМИ секретариата Кабинета министров Украины, пишет DELFI.ua.

Украина и Беларусь показали пример России

Украина и Беларусь договорились снять все торговые барьеры между двумя странами и позволить украинцам находиться в Беларуси без виз 30 дней, а не 3, как было раньше.

Как отметила Тимошенко, подписанные документы снимают ограничения и устанавливают новые параметры пребывания граждан Украины и Беларуси на территории двух государств. Она сказала, что данное соглашение о безвизовых поездках граждан говорит о высшей степени доверия, дружбы и сотрудничества между Украиной и Беларусью, сообщает агентство БелТА. По словам Тимошенко, также достигнуты договоренности о снятии всех ограничений в экономической сфере. Глава украинского правительства отметила, что открываются новые перспективы сотрудничества в космической сфере: "У нас есть взаимовыгодные проекты и есть направления для сотрудничества, которые могут создать принципиально новые решения для мира, в том числе по зондированию Земли".

Также во время визита Сидорского в Киев главы правительств двух стран достигли еще ряд соглашений. В частности, Украина и Беларусь подписали договор о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для последующего отбывания наказания; рамочное межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере исследования использования космического пространства в мирных целях; меморандум о взаимопонимании между Минэкономики Украины и МИД Беларуси в сфере применения специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле; межправительственное соглашение об условиях поставок в Украину шин пневматических, резиновых, новых для легковых автомобилей.

Отношения РФ и Беларуси

Визит белорусского премьер-министра в Киев должен продемонстрировать ближайшему партнеру Беларуси - России, как надо сегодня вести дела с официальным Минском. Встреча Сидорского и Тимошенко несколько раз переносилась. Стороны говорили о напряженном графике глав правительств. Но, судя по всему, не это было главной причиной. Минск, в первую очередь речь надо вести о нем, как кажется, просто выжидал. Срок ожидания истек 28 мая после скандального союзного Совмина, по итогам которого Россия и Беларусь вступили в новую фазу политико-экономического конфликта, пишут "Белорусские новости".

Официальному Минску не только не удалось пробить воздвигнутые на пути в Россию белорусских товаров барьеры. Ситуация еще более обострилась. На высокодоходный экспорт белорусского молока Кремль спустил с цепи самого главу Роспотребнадзора, поставив под угрозу целую отрасль отечественной экономики. На этом фоне проблемы с поставками в Россию белорусских тракторов и грузовиком как-то даже потускнели.

Складывается впечатление, что официальный Минск прекрасно понимает, что далеко от себя Россия Беларусь не отпустит. Попугает, поругает, подержит на голодном пайке, но рано или поздно вынуждена будет вновь оказывать поддержку действующей власти. А потому есть смысл упереться рогом, а за то время, пока союзнические отношения находятся в режиме паузы, несколько нарастить дистанцию, двигаясь в сторону, противоположную востоку.

Встреча в Киева прошла гладко

В этом плане как нельзя более кстати прошла встреча премьеров Беларуси и Украины. Многие вопросы, как показала встреча Сидорского и Тимошенко, решаются в два счета. Они показали, как нужно убирать барьеры во взаимной торговле, убрав пошлины и антидемпинговые расследования.

Даже висевшие пудовыми гирями в отношениях Киева и Минска вопросы — демаркация границы и советский долг Украины, оказывается, могут быть сняты легко и быстро. По поводу демаркации границы стороны договорились завершить все процессы в ближайшее время. С долгом Киева Минску решили еще проще — этот вопрос вообще не поднимался. Не то, мол, нынче время — кризис.

Кроме того, Киев и Минск договорились о возобновлении поставок в Беларусь украинской электроэнергии и обговорили перспективы ее транзита через нашу страну в другие государства. Украина видит перспективы и в транзитных поставках нефти на белорусские НПЗ. А эта тема напрямую касается белорусско-российских отношений.

"Сможет ли возможный поворот Беларуси в сторону единого нефтегазового транзитного пространства, о котором говорил Виктор Ющенко на киевском энергосаммите, напугать Россию — неизвестно, но вот озадачить Кремль — вполне может", — приводит мнение белорусского аналитика Романа Яковлевского "Белорусские новости".

"Ничего личного, только бизнес". Эту формулу Россия уже применяла по отношению к Беларуси, когда впервые попыталась перейти с союзнических цен на газ на европейские. Сегодняшняя ситуация с молоком во многом схожа. Кремль не сумел добиться от Минска, того, чего хотел, и решил несговорчивого партнера немножко проучить.

От ситуации с газовым конфликтом нынешний молочный отличается тем, что у официального Минска фактически не осталось предметных тем для торга. Все, что сейчас стоит на кону, имеет для белорусской власти слишком большую, жизненно важную цену. Что ни отдай Москве из того, что она просит, будущее нынешней власти окажется под большим вопросом.

Два дня спустя в Москве

Между тем, 14 июня в Москве состоялся саммит Организации договора коллективной безопасности. На данный момент в этот военно-политический союз, формально существующий с 1992 года, входят 7 бывших советских республик: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Россия.

Основные цели организации – коллективная защита государств-членов от военной агрессии, терроризма и природных катастроф. Россия, которая играет первую скрипку в объединении, позиционирует его как антипода НАТО в Центральной Азии, пишут "Подробности".

После прошлогодней августовской войны в Грузии военная составляющая ОДКБ и антагонизм с Североатлантическим альянсом вышли на первый план. На саммите, который прошел спустя месяц после конфликта на Кавказе, члены организации заявили, что в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ накапливается "серьезный конфликтный потенциал" и призвали страны НАТО "взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств-членов".

В подписанной 5 сентября прошлого года декларации ОДКБ высказала озабоченность "предпринятой Грузией попыткой силового решения конфликта в Южной Осетии, которая привела к многочисленным жертвам среди мирного населения и миротворцев". При этом лидеры ОДКБ поддержали "активную роль России в содействии миру и сотрудничеству в регионе". После таких заявлений стало понятно, как именно РФ и лидеры среднеазиатских республик трактуют "укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности".

Тогда же в сентябре президент России Дмитрий Медведев заявил, что "без известной жесткости и укрепления военной компоненты организация развиваться не может" и предложил создать коллективные силы оперативного реагирования (КСОР). К слову, в 2005 году Узбекистан, после событий в Андижане, предлагал создать в рамках ОДКБ "антиреволюционные" карательные силы.

Идею российского президента развили на саммите 4 февраля 2009 года, когда участники ОДКБ согласовали и подписали проект решения по созданию КСОР. Окончательный вариант соглашения о создании международного военного контингента лидеры оформили 14 июня в Москве.

На что способны военные силы КСОР?

Коллективные сил оперативного реагирования, по словам Дмитрия Медведева, будут применяться для борьбы с международным терроризмом, локальной и трансграничной преступностью, включая наркопреступность, и в "соответствующих локальных и, может быть, региональных конфликтах".

В КСОР будут входить высокомобильные воинские подразделения членов ОДКБ, а также спецподразделения МВД, служб безопасности и МЧС. Костяком международных вооруженных сил станут военные из России (воздушно-десантная дивизия и десантно-штурмовая бригада) и Казахстана (десантно-штурмовая бригада и батальон морской пехоты). Остальные страны выделят по батальону. Общая численность личного состава КСОР составит около 7 000 человек.

Основные подразделения КСОР будут постоянно дислоцироваться на территории России, воздушная группировка из 10 самолетов и 14 вертолетов разместится на российской военной базе в Кыргызстане. Укомплектованы эти коллективные силы будут, по словам Дмитрия Медведева, "по последнему слову военной техники" и по боевому потенциалу не будут уступать аналогичным структурам НАТО.

Беларусь и Узбекистан - не поставили подписи

Беларусь заявила, что решения саммита нелегитимны, так как статья 12 устава ОДКБ требует, чтобы все решения организации принимались консенсусом. В завершение белорусы намекнули, что готовы ввести на границе с Россией элементы таможенного и пограничного контроля.

Отказался подписывать договор о создании КСОР и Узбекистан. Накануне саммита Ташкент выдвинул ряд "принципиальных условий": подразделения КСОР должны применяться на основе консенсуса, а не простым большинством голосов членом ОДКБ; международные силы должны направляться в другие государства только в том случае, если это не противоречит национальному законодательству, части КСОР нельзя использовать для решения конфликтов между участниками ОДКБ.

Ташкент скептически относится к пророссийским региональным организациям на просторах бывшего СССР. По словам посла Узбекистана в России Ильхама Нехматова, последнее время проходит много различных встреч стран ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС, в "которых принимают участие одни и те же лица и повестки дня которых дублируются".

DELFI; 16.06.09