20.03.06

Как правильно набрать телефонов

В Москве прошла беспрецедентная акция: мобильники по цене 273 рубля за килограмм Контрабандные мобильные телефоны, аксессуары и разную электронную мелочь в прошлом году изымали тоннами. В середине августа в Москве - 300 тонн. В конце августа в подмосковном аэропорту <Шереметьево> - 25 тонн. В сентябре - в Санкт-Петербурге. В ноябре - в Калининградской области. В декабре - снова в Москве. По всем случаям возбуждали уголовные дела. И мало кто сомневался в их обоснованности.

Но спустя всего несколько месяцев с первой партией изъятого товара случилось странное. Государство фактически продало телефоны <своим> фирмам по цене 273 рубля за кило. Об этом свидетельствуют письма Генпрокуратуры РФ и Российского фонда федерального имущества (РФФИ), которые оказались в распоряжении <Новой>.

Путь изъятого товара

Имущество, изъятое в рамках уголовного дела, должно быть оценено. По закону делается это следующим образом: следователь выносит постановление о судебно-товароведческой экспертизе. РФФИ должен предоставить ему список организаций, уполномоченных проводить такую экспертизу. Уполномоченный фондом оценщик говорит, сколько стоит изъятый товар. Затем, в случае постановления о его реализации, этот товар продает фирма, опять же уполномоченная РФФИ. Деньги должны поступить в бюджет. То есть государство по идее заинтересовано в адекватной оценке товара.

Но в реальности все не так. Случай с изъятыми мобильными телефонами доказал это еще раз. Государство устанавливает копеечную цену и продает изъятое имущество <своим> фирмам, которые вполне способны получить сверхприбыль от такой торговли.

6 февраля этого года начальник Главного управления Генпрокуратуры по надзору за процессуальной деятельностью Александр Кизлык отправил в Следственный комитет при МВД такое письмо ( 16/4-3125-05):

<В Генеральной прокуратуре Российской Федерации изучены материалы уголовного дела 290980 по факту контрабандного перемещения через таможенную границу Российской Федерации электротехнических средств связи <:>. Имущество, подвергающееся быстрому моральному старению <:> при невозможности возврата владельцам подлежит передаче для реализации <:>. Стоимость изъятого имущества, согласно заключению товароведческой экспертизы от 10.01.2006, составила 82 190 805 рублей <:>>.

Получается примерно 273 рубля за килограмм изъятого. Но Генпрокуратуру, судя по всему, такое соотношение цены и веса не смутило.

<Предлагаю решить вопрос о наличии оснований для дальнейшего хранения изъятых товарно-материальных ценностей, при отсутствии таких оснований - о реализации имущества <:>. Реализация вещественных доказательств осуществляется исключительно Российским фондом федерального имущества>, - продолжил прокурор Кизлык.

Важно отметить, что такое предложение Генпрокуратуры крайне сложно не выполнить. Напомню, что происходило, если следователи МВД не воспринимали прокурорские пожелания. Когда в Генпрокуратуре стали закрывать известное уголовное дело о контрабанде мебели (так называемое дело <Трех китов>), а следователь посчитал это незаконным, против него вскоре возбудили уголовное дело и больше трех лет таскали по судам. Другой старший следователь по особо важным делам, который усомнился в необходимости закрыть уголовное дело 193608 об отмывании денег, по настоянию прокуроров получил взыскание и был отстранен от расследования. <В наши дела не лезьте, бл: <:>. Соблюдай закон у себя на работе, бл:>, - громко напутствовал следователя работник Генпрокуратуры (аудиозапись есть в редакции).

Продажа

После письменного предложения из Генпрокуратуры решить вопрос о реализации изъятых телефонов, аксессуаров и прочей приятной мелочи следователь, как и говорилось в письме, передал все РФФИ. Тем, кто упрекнет его за это, советую вспомнить об участи не согласных с прокурорами.

Дальше судьбой изъятого добра занимался начальник Управления реализации арестованного, конфискованного и иного имущества РФФИ В. Белый. Он поручил организовать продажу трем уполномоченным фирмам: ООО <Уникум-2000>, ООО <Торговый дом <ГУИН> и ООО <Камос-Т>. И предписал сделать это в течение 30 дней. К его письму прилагались списки, в которых значились наименование, количество и минимальная цена товара.

Согласно этим чудесным спискам, к примеру, телефон MOTOROLA стоит 61 рубль 48 копеек, NOKIA - 103 рубля 93 копейки, PANTECH - 253 рубля 86 копеек. В списке много наименований товаров, есть и фотоаппараты. Так, CANON оценен в 1270 рублей, NIKON - в 831 рубль. А OLYMPUS - и вовсе в 456 рублей (полностью документы - на сайте <Новой>).

Нам так и не удалось добиться от чиновников, кто именно оценивал изъятое имущество и какая фирма проводила товароведческую экспертизу. Известно, что посторонней эта фирма быть не может, поскольку она должна быть уполномочена РФФИ. Однако в РФФИ нам сказали, что стараются публично не называть оценщиков <во избежание возможности давления на них>.

В письме начальника управления Генпрокуратуры Александра Кизлыка также не сказано, кто оценил <Моторолу> в 61 рубль. А в Следственном комитете при МВД России не могут комментировать ситуацию, пока расследование уголовного дела не завершено. Таким образом, никто из действующих лиц скандала не называет фирму-оценщика, потому непонятно, чиновники какой структуры имеют к этому отношение и исполняют роль первой скрипки в игре.

По сведениям источников в ФСБ, торговля конфискованным имуществом и изъятыми товарами в 2005 году приносила до миллиона долларов в месяц. Деньги распределялись между госслужащими и заинтересованными коммерсантами.

P.S. Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов и депутат Госдумы РФ Борис Резник обратились к первому заму генерального прокурора Бирюкову, начальнику Следственного комитета при МВД России Тимлеву, а также министру экономического развития и торговли Грефу (в чьем ведении находится РФФИ) с просьбой прояснить ситуацию и дать правовую оценку деятельности чиновников. <Анализ материалов дает достаточно оснований предположить, что оценочная стоимость товара, подлежащего реализации, занижена в 30 раз>, - говорится в обращении Национального антикоррупционного комитета. Справка <Новой> Схема контрабанды, как правило, такова. Фиктивные фирмы, созданные по поддельным или потерянным паспортам, на таможне декларируют не то количество (вес) товара, который ввозят из-за границы. Или - что тоже популярно - вовсе другой товар, таможенная плата за который значительно ниже. Везут, к примеру, одежду, а в документах написано, что шарики для пинг-понга. Готовые пластиковые окна нередко выдают за стройматериалы, мебель - за доски, компьютеры - за комплектующие детали.

После того как товар благополучно прошел таможню, подставные фирмы продают его солидным компаниям. Последние считаются уже добросовестными приобретателями, и обвинить их сложно, если не доказана неопровержимая связь с фирмой-фальшивкой. А в этой фирме, допустим, числятся два инвалида, которые на допросе заявляют, что недавно потеряли паспорта и кто-то ими воспользовался. Тупик, след обрывается. Все участники российского рынка знают об этой удобной схеме.

24 августа 2005 года Следственный комитет при МВД РФ возбудил уголовное дело 290980 по факту контрабанды сотовых и радиотелефонов, а также аксессуаров. Дело касалось как раз тех 300 тонн, которые 16 августа задержали в Москве. Несмотря на то что контрабандная схема с фальшивой структурой значительно затрудняет разбирательство и сбор доказательств, в уголовном деле наметились несколько обвиняемых. А изъятый товар еще 28 августа передали на хранение в аккредитованную Российским фондом федерального имущества фирму.

Комментарий

Глава пресс-службы РФФИ Александр КОМАРОВ:

- Российский фонд федерального имущества, согласно закону, реализует имущество, перешедшее в собственность государству. В этом случае мы заказываем оценку имущества, реализуем его через уполномоченные РФФИ фирмы, а вырученные средства поступают в госбюджет.

Телефоны, о которых идет речь, являлись вещественными доказательствами, они проходят по уголовному делу. И в этом случае их оценивают в ходе судебно-товароведческой экспертизы, которую назначает следствие. Фонд в этом случае не имеет к этому никакого отношения. Если следователь запрашивает организацию-оценщика, мы рекомендуем ему список таких структур, уполномоченных РФФИ, но не имеем права влиять на оценку. Этих оценщиков мы стараемся публично не называть - во избежание возможности давления на них.

В случае с телефонами есть постановление следователя о передаче вещественных доказательств фонду для реализации товара, где говорится о его цене и есть ссылка на товароведческую экспертизу. Я не знаю, кто ее проводил. Но уголовное дело продолжается. И мы не имеем права вдаваться в подробности, то есть оспаривать цену, даже если она кому-то кажется абсурдной. Примерно такая же ситуация была в случае с продажей <Юганскнефтегаза>, когда мы просто исполнили постановление судебного пристава. Еще раз подчеркну: РФФИ не имеет права влиять на стоимость.

"Новая газета" 20 20.03.2006