16.08.07

Финита ля промсборка

Иностранным автопроизводителям, делающим ставку на российский рынок, стоит поторопиться. МЭРТ предупредил «колеблющихся» о том, что уже осенью право на льготную промсборку в России будет приостановлено. Опоздавшие лишатся выгодных условий, так как со вступлением России в ВТО правила игры на российском рынке объективно изменятся.

В рамках стратегии

Минэкономразвития определило крайние сроки заключения соглашений по промсборке на территории РФ, как для автосборочных производств, так и для производств автокомпонентов.

Уточним, эти смежные виды деятельности регулируются двумя постановлениями правительства РФ N166 от 29.03.05 и N566 от 16.09.06 с одинаковыми названиями «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки».

Режим промсборки позволяет беспошлинно импортировать автокомпоненты из-за рубежа, однако это противоречит нормам ВТО, в которое Россия намерена вступить к концу нынешнего года. Поэтому всем иностранным автокомпаниям, желающим «впрыгуть в уходящий поезд» и организовать производства автокомпонентов, необходимо подписать соответствующие соглашения с МЭРТом до 30 октября. По промсборке автомобилей — до 15 сентября. Об этом заявил замдиректора департамента по инвестиционной политике МЭРТ Дмитрий Левченков во время рабочего визита во Владивосток.

«Стратегия развития автопрома в России в части «импортных» автомобилей подразумевает строительство заводов по их производству (цикл должен обязательно включать сварку и окраску кузовов), а также постепенную локализацию производства в течение 7 лет, — поясняет руководитель проектов НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Севастьян Лейбе. — То есть на срок, пока действуют специальные льготы на ввоз автокомпонентов для этих производств, так называемый «режим промсборки». Через 7 лет льготы будут отменены, а производство автокомпонентов должно быть налажено в России».

По данным Ассоциации европейского бизнеса в РФ продажи иномарок за 7 месяцев 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года выросли в России на 67% или на 345 585 штук. При этом продажи растут из года в год, и тенденция обещает сохраниться еще долго.

“В том, что в 2007 году продажи новых иномарок продолжат динамично расти, мало кто сомневался, — комментирует аналитик по автопрому ИК «Открытие» Кирилл Таченников. — Однако темпы роста превзошли все ожидания. В увеличении продаж не последнюю роль сыграли иномарки российской сборки. Мы полагаем, что уже в 2008 году количество собранных в России иномарок превысит число отечественных автомобилей, проданных на нашем рынке”.

Многие мировые автоконцерны, заинтересованные в освоении столь быстро растущего российского авторынка уже определились. И вот результат: по данным Ассоциации европейского бизнеса, в пятерке самых продаваемых у нас моделей за первое полугодие этого года находятся сразу три российские иномарки. На первом месте Ford Focus, на втором — Renault Logan, на третьем — украинский Chevrolet Lanos, на четвертом — поднявшаяся за полгода с девятой позиции Toyota Corolla, на пятом — тольяттинская Chevrolet Niva.

На Международной автомобильной выставке «Интеравто-2007», которая пройдет в Москве с 29 августа по 4 сентября будет представлен российский Chrysler Sebring, предполагаемый к выпуску на площадке ГАЗ в Нижнем Новгороде (также там планируют выпускать Dodge Stratu).

К концу 2007 года обещает запустить завод под Петербургом японская Toyota. В аналогичные сроки намерен открыть автопроизводство в Калужской области Volkswagen.

Осенью 2008 года под Петербургом начнет функционировать предприятие General Motors. В этом же регионе в конце 2009 года откроется завод Nissan, а в следующем начнется возведение завода Suzuki. Минэкономразвития уже подписало инвестсоглашение о строительстве автопредприятия с Peugeot-Citroen. При этом наш рынок интересен не только производителям легковых автомобилей.

Например, собрался строить в России завод по производству тяжелых грузовиков автоконцерн Scania. Выпускать грузовики в РФ намерены Volvo и DaimlerChrysler. И, наконец, на шаг по созданию собственных производственных площадок чуть ли не под «закрытие дверей» решились Mitsubishi и Hyundai. Обе компании подтвердили намерения подписать с МЭРТом соглашения до 15 сентября (крайний срок).

«Mitsubishi ориентирован в строну Санкт-Петербурга, Hyundai рассматривает порядка 10 регионов», — сообщил представитель МЭРТ. Всего же до 15 сентября Минэкономразвития, по словам Левченко, готово подписать до 20 соглашений по промсборке автомобилей. На данный же момент подписано более 10 соглашений.

Промсборка комплектующих

По оценкам аналитического агентства «АВТОСТАТ» в 2007 году объем первичного рынка автокомпонентов составит порядка $7-8 млрд. Примерно половина этого объема (47-49%) будет приходиться на долю выпуска комплектующих самими автопроизводителями. Объем внешнего производства автокомпонентов для первичного рынка составит порядка $3,6-4,2 млрд. При этом, доля автокомпонентов, производимых для сборочных предприятий пока еще крайне мала (в пределах 10% от общего объема рынка). Остальные 90% комплектующих предназначены для традиционных российских автозаводов.

То есть, и этот рынок для иностранных игроков выглядит вполне аппетитно. По словам директора компании «АВТОСТАТ» Сергея Целикова, к 2010 году доля компонентов, предназначенных для СП, вырастет до 30-35%.

На начало этого месяца, по сообщению Минпромэнерго, были уже согласованы и подписаны соглашения о промышленной сборке автокомпонентов с ООО «ЦФ КАМА» (коробки передач для коммерческих автомобилей, разработчик ZF, Германия); ООО «Тойота Бошоку» (сиденья, разработчик Toyota); ОАО «Автодизель» (двигатели для коммерческих автомобилей, разработчики Renault и ЯМЗ).

Минпромэнерго согласовало проект соглашения по промышленной сборке автокомпонентов с ООО «Аутомотив Лайтинг» (г. Рязань; производство светотехнических приборов для моторных транспортных средств).

Кроме того, по данным «ПРАЙМ-ТАСС», были согласованы или находились на подписании в Минэкономразвития соглашения с ООО «Приводная техника ФОЙТ-КМПО» (гидромеханические коробки передач для коммерческих автомобилей, разработчик Фойт, Германия); ООО «Аутомотив Лайтинг» (светотехника, Magneti Mareli, Италия); ЗАО «НПП Сотекс» (сиденья, разработчики Ssang Yong и «УАЗ»).

На очереди стояли соглашения с ЗАО «Камминз-КАМА» (двигатели для коммерческих автомобилей, разработчик Cummins); ОАО «Роберт Бош Саратов» (датчики массового расхода воздуха, разработчик Bosh); ООО «Лир» (жгуты проводов, разработчик LEAR); ООО «Электром» (стартеры и генераторы, разработчик Beijing, Китай); ООО «АвтоДеталь-Сервис» (рулевые механизмы, коробки передач, карданные валы, разработчик BAW, Китай).

Всего желание поучаствовать в российском автомобилестроении в режиме промсборки автокомпонентов с начала действия правительственного постановления выразило порядка 50 иностранных компаний.

Российские регионы, желая привлечь эти компании на свои территории, начали на последних настоящую охоту. Так, на прошедшей в феврале этого года в Петербурге Международной конференции по привлечению инвестиций в производство комплектующих для автомобильной промышленности «AUTOINVEST 2007» вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас жаловался, что конкуренция между регионами вышла за рамки здравого смысла: «сумма предоставляемых льгот зачастую превышает размеры предполагаемых инвестиций».

По оценкам Левченкова «всего будет подписано порядка 15 соглашений». Самое крупное соглашение было подписано с компанией Magna, которая планирует построить 4 завода в России — в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Калуге, в Самарской области — совместно с «БазЭлом». Кроме того, ведутся переговоры с американской компанией Johnson Controls.

«Делается это до вступления в ВТО потому, что после вступления к России будут применяться правила этой организации, которые запрещают слишком активно поддерживать отечественного производителя, — сообщил нам эксперт НКГ «2К Аудит — Деловые консультации». — Вполне вероятно, что тогда контракты не удастся заключить на столь выгодных для иностранцев условиях, как сейчас. Поэтому пока есть возможность: и законодательная, и конкурентная — уже почти все крупнейшие иностранные компании пришли или изъявили желание разместить свои заводы в России».

Проверено — подводных камней нет

Не то, чтобы решение Минэкономразвития о «закрытии» промсборки было чересчур неожиданным, но все же его категоричность заставила призадуматься. Например, не означает ли это, что государство посчитало опыт промсборки неудачным? А вдруг кто-нибудь из высокопоставленных чиновников решил, что и в автопроме пора создавать мегахолдинги?

Ведь такая идея окончательно не хоронилась, и не далее, чем нынешней весной генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт», председатель Совета директоров «АвтоВАЗа» Сергей Чемезов высказывался за объединение «АвтоВАЗа» и «ГАЗа». И это далеко не первое высказывание столь ответственного и заинтересованного лица, касающееся идеи создания в России глобального автохолдинга. Например, именно с идеей создания пан-холдинга и приходил на «АвтоВАЗ» директорствовать представитель ФГУП «Рособоронэкспорт» Игорь Есиповский. Правда, в тогдашней программе развития предприятия присутствовали внушительные суммы, которые государству следовало влить в «АвтоВАЗ», если оно — государство — не желает с собственным автопромом распроститься. Средства выделены не были. Есиповский покинул пост.

Можно также вспомнить прозвучавшее в сентябре 2006 года заявление главы Федерального агентства по промышленности (Роспром) Бориса Алешина. «Слияние крупнейших автопроизводителей России возможно, но эти процессы должны проходить естественно, без каких-либо искусственных операций», — нашел тогда обтекаемую формулировку Алешин, отвечая на вопрос журналистов о возможном слиянии «АвтоВАЗа», «ГАЗа» и «КАМАЗа».

В общем, сколько бы представители либерального МЭРТа не заявляли, что промсборка – единственный способ выживания отечественного автопрома, сам режим льгот для иностранных компаний постоянно пребывал под угрозой «перекрытия клапана».

Однако руководитель аналитического управления инвестиционной группы ОЛМА Владимир Детинич не склонен видеть в заявлении представителя МЭРТ никаких подводных камней, ведь похожие заявления делались и ранее. «МЭРТ лишний раз подчеркнул, что желающие прийти на российский рынок компании, должны поторопиться, — сообщил Детинич корреспонденту «Росбалт-Бизнес», — Ясно, что со вступлением в ВТО правила игры изменятся».

То есть, Россия вам не проходной двор, куда можно заявиться, когда пожелаешь. И кто хочет успеть воспользоваться льготами, положенными по режиму промсборки, пусть поспешит.

Правда, отмечают эксперты, ни что не помешает МЭРТу назначенный срок и продлить, ведь в постановлениях 166 (промсборка автомобилей) и 566 (промсборка компонентов) срок действия не указан.

Росбалт; 16.08.07