30.12.05

Федеральная таможенная служба в 2005 году

Пополнение доходной части федерального бюджета оставалось одним из важнейших направлений деятельности таможенной службы России. В 2005 г., по предварительным данным, таможенными органами перечислено в доход федерального бюджета 2 триллиона 102,2 миллиарда рублей, что составило 103% от контрольного задания. В бюджет перечислено на 882,7 миллиарда рублей больше, чем в 2004 г. В декабре 2005 г. в доход федерального бюджета перечислено 252,2 млрд. рублей. О масштабах деятельности таможни по сбору таможенных платежей говорит и такая цифра: каждый день в казну государства таможенники перечисляют почти по 290 млн. долларов. Таможенные платежи обеспечивают 42% доходной части бюджета. При этом рост платежей достигается не только за счет роста внешней торговли, высоких цен на нефть и экспортной составляющей. Это результат целенаправленной работы по упрощению таможенных процедур, развитию информационных технологий, ужесточению контроля достоверности декларирования товаров, использованию системы управления рисками, пост-аудиту. О росте эффективности работы таможенной службы говорят следующие цифры: в 2005 г. каждый вложенный в таможенную службу рубль дал отдачу в 83 рубля ( в 2004 г. 67 рублей), а каждый таможенник принес в доход государства 33,5 млн. рублей (в 2004 г. 19,2 млн.).

Важнейшим событием для таможенных органов стало одобрение в целом Правительством Российской Федерации Концепции развития таможенных органов до 2010 года.

Цель Концепции создание в России конкурентоспособной таможенной службы, эффективной для государства и прозрачной для участников внешнеэкономической деятельности. Реализация Концепции предполагает в обязательном порядке единообразие применения законодательства на всей территории России, соблюдение универсальных принципов Всемирной таможенной организации (ВТО) и принципов, заложенных в Рамочных стандартах безопасности и облегчения торговли, принятых на сессии ВТО летом нынешнего года. Эти принципы прозрачность и предсказуемость таможенных процедур; баланс между обеспечением безопасности и мерами, содействующими развитию торговли; партнерство таможни и бизнеса в полном объеме заложены в одобренную Правительством Концепцию. В Концепции нашло свое отражение и требование Президента страны, прозвучавшее в его ежегодном Послании Федеральному собранию, о необходимости усиления контроля за соблюдением таможенного законодательства.

Принципы и задачи, заложенные в Концепцию, станут основой работы таможенных органов России в наступающем году и в последующие годы.

Заканчивающийся год прошел под знаком приоритетного развития информационных технологий, их интенсивного освоения личным составом таможенных органов на всех уровнях и их внедрения во всех регионах России.

Если в 2004 г. был сделан первый шаг на пути перехода от эксперимента к практическому применению электронного декларирования, то к концу 2005 г. эта технология из экзотики превратилась в широко применяемый инструмент таможенного оформления во всех регионах России. В настоящее время 74 таможенных органа имеют достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, и число их увеличивается с каждым днем ( в 2004 г. 15). К настоящему времени с применением электронной формы декларирования оформлено более 15 тысяч грузовых таможенных деклараций, ею пользуются более 200 компаний. В будущем году планируется довести количество таможенных органов, подключенных к этой системе до 130. Электронная форма декларирования внедряется не только для автомобильного, но и для железнодорожного и трубопроводного видов транспорта. В 2005 г. Центральная энергетическая таможня внедрила электронное декларирование при таможенном оформлении нефти. В настоящее время декларирование транзита казахстанской нефти по системе Каспийский трубопроводный консорциум Россия полностью осуществляется в электронном виде.

Внедрение электронного декларирования привело к ускорению и повышению прозрачности таможенного оформления, минимизации влияния субъективного фактора при проведении таможенных операций. В среднем время проверки грузовой таможенной декларации в электронном виде и выпуска товаров составляет около 30 минут.

Электронный документооборот используется и в таких успешных начинаниях таможни, как Зеленый коридор на границе с Финляндией, Калининградский транзит .

Помимо внедрения электронного декларирования в истекшем году создана принципиально новая информационная система мониторинга и анализа, позволяющая в режиме реального времени отслеживать процессы таможенного оформления по всей номенклатуре перемещаемых товаров. В предстоящие годы развитие информационных таможенных технологий останется приоритетным направлением в работе Федеральной таможенной службы как один из главных способов выстраивания прозрачных, понятных, современных взаимоотношений между торговлей и таможней.

Федеральная таможенная служба продолжала энергичную работу по созданию таможенной инфраструктуры. При этом обустройство границы и управление ею переходит на иной качественный уровень. Обустройство государственной границы, создание современных, технически оснащенных пунктов пропуска, быстрое и беспрепятственное прохождение границы товарами и транспортными средствами является одним из элементов цивилизованного рынка и создания комфортных условий для участников внешней торговли. Таможенная служба России в соответствии с постановлением правительства ответственна за обустройство автомобильных пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации. В истекающем году эта работа продолжалась в полном объеме. 20 пропускных пунктов были модернизированы путем сооружения административно-служебных зданий модульного типа; введены в эксплуатацию 3 новых многосторонних автомобильных пункта пропуска (МАПП) Озинки (граница с Казахстаном), Троебортное и Гуково (с Украиной). В 2006 г. запланировано начать строительство, а также завершить начатое на 22-х пунктах пропуска.

Принципиально новым направлением работы по обустройству границы стало начало ее оснащения инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК) для контроля контейнеров и большегрузных транспортных средств. До сих пор такой техники в России не существовало. На МАПП Троебортное завершены пуско-наладочные работы на первом в России ИДК. В 2006 г. планируется установить три комплекса на финской и латвийской границе в рамках проекта Всемирного банка. В целом же в соответствии с Концепцией развития таможенных органов предполагается в течение ближайших пяти лет разместить на границе более 50 ИДК. Наличие таких комплексов позволит таможеннику в течение нескольких минут увидеть содержимое транспортного средства или контейнера, что чрезвычайно важно как с точки зрения борьбы с терроризмом, различного рода контрабандой, недостоверным декларированием, так и с точки зрения ускорения прохождения границы.

Ставится вопрос о создании единой структуры, отвечающей за содержание пунктов пропуска, их строительство, реконструкцию и техническое оснащение, что позволит упорядочить работу на границе.

Контроль за исполнением таможенного законодательства стал одним из важнейших направлений работы в текущем году. Данная задача была сформулирована в ежегодном послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию. Постановка такой задачи потребовала от таможенных органов изменения подходов к организации своей деятельности.

Коллегия ФТС России определила укрепление законности в правоприменительной практике в качестве приоритетной задачи таможенных органов Российской Федерации. В Решении коллегии, в частности, записано: Требования к таможенным органам в правовом государстве, стремящемся стать полноправным цивилизованным партнером в мировом сообществе, исключают любую подмену правовых методов работы мерами административного давления, граничащими с произволом, какими бы благими целями такие меры не были продиктованы . Предпринимаются серьезные усилия по недопущению нарушений норм процессуального законодательства, в частности таможенного, должностными лицами таможенных органов.

Укрепляется и расширяется осуществление ведомственного контроля, то есть выявление и устранение нарушений, допускаемых нижестоящими таможенными органами. В рамках этой работы проведены акции На что жалуетесь? , в ходе которой специалисты Правового управления вели прием участников ВЭД и граждан и рассматривали их жалобы. Многие из них были удовлетворены.

За 11 месяцев 2005 г. в целом было рассмотрено по существу 1154 жалобы на решения таможенных органов (в 2004 г. 1736). В среднем 36% жалоб было удовлетворено, что свидетельствует об эффективности ведомственного обжалования и объективности принимаемых по жалобам решений. По сравнению с 2004 г. процент удовлетворенных жалоб увеличился на 10%. Результаты рассмотрения жалоб на регулярной основе доводятся до сведения таможенных органов и СМИ в виде обзоров правоприменительной практики.

Одним из главных индикаторов состояния работы таможенных органов по соблюдению таможенного законодательства является судебная практика. В 2005 г. данному вопросу уделялось особое внимание со стороны руководства ФТС России. В результате проведенной работы имеются первые результаты. Количество судебных дел, рассмотренных не в пользу таможенных органов по искам, предъявленным к таможенным органам в течении 9 месяцев 2005 г. сократилось более чем на 10% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составило 3735.

В 2005 г. появились первые результаты системной работы по анализу и управлению рисками (СУР), повысилось качество таможенного администрирования.

Цель системы управления рисками создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля при внешней простоте и быстроте оформления пассажиров, товаров и транспортных средств исходя из принципа выборочности.

Если в 2004 г. были только заложены основы этой работы, принята Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации, то в 2005 г. был завершен первый этап внедрения системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля. Начал создаваться Единый Центральный реестр субъектов внешнеэкономической деятельности, где ведутся досье на каждую сделку, на каждого участника торговли. Подготовлены и действуют профили риска по контролю таможенной стоимости в отношении более 3 тысяч кодов ТН ВЭД России, что составляет около трети от общего числа товарных позиций. В 2005 г. с помощью системы анализа и управления рисками дополнительно перечислено в бюджет государства 10,7 млрд. рублей.

Одновременно система управления рисками способствует облегчению и ускорению таможенных процедур для законопослушных участников ВЭД. В 2005 г. таможенной службой было досмотрено только 25% ввезенных импортных грузов, тогда как еще несколько лет назад эта цифра превышала 100% (неоднократный досмотр одного и того же груза). С 1 января 2006 г. СУР в автоматизированном режиме будет работать на всех таможенных постах. Профили риска в автоматическом режиме будут формировать электронные регламенты действий каждого таможенного инспектора в отношении к каждой декларации. Ни одно действие, не прописанное в профиле риска, не может быть выполнено инспектором. Таким образом будет задан полностью автоматизированный алгоритм действий таможенника при выявлении риска, исключен фактор принятия субъективного решения.

ФТС России начала планомерную работу, направленную на усиление контроля за правильностью декларирования стоимости бытовой техники и радиоэлектроники, пресечению их незаконного импорта.

О повышении качества таможенного администрирования в данной сфере свидетельствует отчетливая тенденция к росту зарегистрированного импорта в Россию электробытовой техники и радиоэлектроники. Наиболее существенные изменения отмечаются в импорте мобильных телефонов. По предварительным данным, в январе-октябре 2005 г. официально зарегистрированный импорт составил 8,8 млн. штук на 642 млн. долларов, что больше аналогичных показателей прошлого года соответственно в 4 и 11 раз. Особенно активные изменения на этом рынке начались в июле текущего года. Одновременно с ростом количества декларируемых телефонов происходил неуклонный рост их средних цен. Так, средняя декларируемая стоимость мобильных телефонов в ноябре по сравнению с июлем 2005 г. увеличилась в 5,7 раза (с 24 до 138 долларов за штуку), а таможенные платежи выросли в 16,8 раза (с 5,8 млн. до 97,3 млн. долларов). Аналогичные процессы происходят и с цветными и плазменными телевизорами. Средняя декларируемая стоимость плазменных телевизоров выросла в ноябре 2005 г. по сравнению с июлем в полтора раза - с 1000 до 1530 долларов, а таможенные платежи в 3,7 раза (с 1,7 до 6,3 млн. долларов).

Активизировались действия правоохранительного блока таможенной службы по пресечению нелегальных каналов воза данных товаров. С сентября 2005г. проводится специальная операция Плазма . В результате проведенных в рамках операции мероприятий по фактам контрабанды возбуждено 49 уголовных дел, выявлено более 750 нарушений таможенного законодательства, по которым предусмотрена административная ответственность, задержано товаров на сумму более 850 млн. рублей.

Таким образом можно говорить о первых результатах усилий таможенных органов по легализации рынка данных товаров группы риска.

Усилия таможенных органов не были бы столь результативными без деятельного и заинтересованного содействия со стороны законопослушных участников рынка, заинтересованных в искоренении различного рода схем и создании прозрачных условий таможенного контроля и равных условий конкуренции. Для обеспечения взыскания таможенных платежей в полном объёме, создания равных конкурентных условий для законопослушных импортеров Федеральная таможенная служба организовала работу по сбору информации о стоимости электроники, бытовой техники и мобильных телефонов различных фирм-производителей.

К настоящему времени уже 45 производителей бытовой электротехники и радиоэлектроники предоставили таможенным органам достоверную ценовую информацию. В настоящее время ведется целенаправленная работа с производителями компьютеров, комплектующих и копировально-множительной техники.

В 2006 г. работа по максимальной легализации рынков данных товаров и пресечению их незаконного ввоза будет продолжена.

В заканчивающемся году работа с кадрами была одним из определяющих направлений реформирования таможенной службы.

Создана принципиально новая система аттестации, подбора и назначения кадров, позволяющая использовать информационные технологии при тестировании кандидатов на руководящие должности. С помощью данной системы аттестации от занимаемых должностей были отстранены 2 начальника региональных таможенных управлений, 19 начальников таможен, 133 начальника таможенных постов.

В этом же русле рассматривается и работа по очищению таможенной службы от коррупционеров и взяточников. Руководство ФТС России взяло твердый курс на борьбу с проявлениями противоправных действий в таможенных органах на всех уровнях невзирая на лица и должности. Рост выявления, предупреждения и пресечения должностных злоупотреблений за последнее время говорит о серьезности намерений навести порядок в собственном доме.

За 11 месяцев 2005 г. по материалам подразделений собственной безопасности возбуждено 512 уголовных дел в отношении должностных лиц таможенных органов, из них 244 коррупционной направленности ( в 2004 г. соответственно 413 и 218). При этом подавляющее большинство противоправных проявлений среди таможенников выявляются силами подразделений собственной безопасности таможенных органов: по их материалам возбуждается более 80% от общего количества дел в отношении сотрудников таможенных органов, возбужденных правоохранительными органами.

Привлечение виновных к уголовной ответственности не единственное средство борьбы с коррупцией. Большое внимание уделяется профилактической работе. Так, за 2003 2005 гг. проверено почти 24 тысячи кандидатов на трудоустройство в таможенные органы, 850 из них отведено по различным негативным обстоятельствам, в том числе и как внедряемых криминальными структурами.

За последнее время проведены многочисленные оперативные мероприятия не только по пресечению коррупционных проявлений со стороны таможенников, но и дачи взяток таможенникам. За 10 месяцев 2005 г. по материалам подразделений собственной безопасности ФТС России прокуратурой возбуждено более 30 уголовных дел по фактам дачи взяток должностным лицам таможенных органов.

Участились обращения таможенников в подразделения собственной безопасности в центре и на местах с информацией о предложении взяток со стороны коммерсантов, которые хотят обойти закон и вовлечь таможенников в противоправные действия.

Борьба с контрабандой наркотических средств, оружия и боеприпасов, культурных ценностей является одной из основных задач, возложенных на таможенные органы Российской Федерации.

В условиях либерализации внешней торговли значительно повышается роль и значение оперативно-розыскной деятельности как инструмента борьбы с контрабандой и иными преступлениями во внешнеэкономической сфере. В 2005 г. правоохранительные подразделения таможенной службы ежедневно доказывали свою результативность и значимость.

В настоящее время более 70 % преступлений в таможенной сфере выявляется в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности.

С целью выявления и пресечения фактов незаконного перемещения через таможенную границу России предметов культурной ценности, наркотических средств, оружия и боеприпасов правоохранительными подразделениями проводились специальные операции, оперативно-розыскные мероприятия.

В ходе проведенных мероприятий, в том числе и во взаимодействии с российскими и зарубежными правоохранительными органами, в 2005 году пресечено 1 313 попыток контрабанды наркотиков. Из незаконного оборота изъято более 6 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе: 1 131 кг героина, 138 кг опия, 74 кг кокаина и 65 кг гашиша.

Одним из наиболее эффективных оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и пресечению каналов контрабанды наркотиков является операция контролируемая поставка . В 2005 г. таможенными органами организовано и проведено 56 контролируемых поставок международного и межрегионального уровня, в результате которых изъято 350 кг наркотиков, а также задержаны и привлечены к уголовной ответственности члены преступных группировок, причастные к незаконному обороту наркотиков.

В текущем году была продолжена практика проведения специальных целевых и комплексных международных и межведомственных операций. В числе наиболее результативных и масштабных можно отметить специальные операции под кодовыми названиями Апрельский марш , Мак , Поезд , а также Канал-2005 . Всего таможенные органы во взаимодействии с российскими и зарубежными коллегами, приняли участие в организации и проведении 13 подобных операций, в рамках которых совместными усилиями из незаконного оборота было изъято около 3 тонн наркотиков, а также более 2 тонн прекурсоров.

В ходе специальных мероприятий таможенными органами изъято 67 единиц оружия, 6237 патронов, 21 кг взрывчатых веществ. По выявленным фактам возбуждено 83 уголовных дела и 62 дела об административных правонарушениях.

Одной из основных задач, возложенных на таможенные органы является борьба с контрабандой культурных ценностей. За последнее десятилетие таможенными органами пресечено незаконное перемещение через границу более 90 тысяч предметов, представляющих культурную и историческую ценность. С начала 2005 г. по фактам незаконного перемещения культурных ценностей таможенными органами возбуждено 174 дела об административных правонарушениях и 96 уголовных дел по статье контрабанда .

Пресс-служба ФТС РФ 30.12.05