13.04.06

Если таможня не права

В Нижнетагильской таможне в первом квартале текущего года сотрудниками правового отдела проведено анкетирование участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по вопросам обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. Данное мероприятие было направлено на снижение судебных споров путем совершенствования внесудебного порядка разрешения спорных ситуаций между таможней и участниками ВЭД.

Опрошено 67 участников ВЭД, находящихся в регионе деятельности таможни. Результаты опроса показали, что основная масса (94%) юридических лиц и предпринимателей знакомы с порядком обжалования. Однако 6% из опрошенных (двое представителей юридических лиц и двое предпринимателей) указали в анкетах, что не знают о порядке обжалования. Напоминаем, что в соответствии со ст. ст. 45, 46 Таможенного кодекса (ТК) России любое лицо может обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если по его мнению, нарушаются его права, свободы или законные интересы, создаются препятствия к их реализации или незаконно возложена какая-либо обязанность. Жалоба подается в вышестоящие таможенные органы или в суд, для юридических лиц и предпринимателей это арбитражный суд, расположенный по месту нахождения заявителя жалобы, в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации. Согласно ст.48 ТК России жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно, или должно было стать известно, о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности, а также со дня истечения (при бездействии) установленного для принятия решения или совершения таможенным органом необходимого действия срока.

Возможно также устное обжалование, в упрощенном порядке согласно ст.57 ТК России по вопросам, связанным с перемещением товаров на сумму не более 1,5 миллиона рублей или в количестве одного транспортного средства, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации. По общему правилу, рассмотрение такой жалобы должно осуществляться вышестоящим должностным лицом немедленно. Однако, следует учитывать, что если вопрос требует длительного разбирательства, представления документов, то таможенный орган не сможет разрешить жалобу в упрощенном порядке. По желанию лица, может быть составлен акт о рассмотрении жалобы, однако это не препятствует новому обращению с жалобой в общеустановленном порядке. Предлагаем также использовать упрощенный порядок обжалования, так как он не препятствует дальнейшему обжалованию и может способствовать более оперативному разрешению проблем, возникающих при таможенном оформлении.

Большинство из опрошенных лиц (90%) указало на необходимость урегулирования споров во внесудебном порядке, полагая, что вопросы могут быть разрешены вышестоящими органами. Остальные десять процентов опрошенных представителей высказались за более эффективное обжалование через судебные органы, так как они являются объективными и беспристрастными. Однако это не соответствует действительности, так в 2005 году судебными органами было разрешено 86% дел в пользу Нижнетагильской таможни. Обжалование в вышестоящие таможенные органы не препятствует дальнейшему обращению с заявлением в судебные органы.

ПРЕСС-СЛУЖБА НИЖНЕТАГИЛЬСКОЙ ТАМОЖНИ 13.04.06