11.07.12

ЕЭК в 2013г. планирует переписать Таможенный кодекс.

Евразийская экономическая комиссия в 2013г. планирует заново переписать Таможенный кодекс. Как пишет сегодня газета "РБК daily" со ссылкой на министра по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимира Гошина, в документ планируется внести ряд "революционных" идей. В частности, комиссия предлагает убрать с границы лишние контролирующие органы, делать ставку на посттаможенные проверки и сократить время пребывания грузовика на посту до 15 минут. Как напоминает издание, действующий ТК был принят всего два года назад.

В первую очередь в ЕЭК планируют расширить использование инструмента предварительного информирования с помощью системы анализа рисков. Этот механизм месяц назад был введен для автомобильного транспорта, но без привязки к системе управления рисками стал дополнительной административной нагрузкой на участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), особенно перевозчиков, замечает директор НП "Гильдия ПРОВЭД" Руслан Кисс. В итоге, согласно данным мониторинга организации, после введения системы очереди на границе с Финляндией выросли, замечает он.

К тому же российская система управления рисками далека от западных аналогов. Директор НП "Гильдия профессиональных участников ВЭД" Роман Козлов отзывается о ней как о "табличке показателей уровней стоимости товаров, которая не имеет ничего общего с лучшими западными образцами, замешенными на мощи искусственного интеллекта, анализа множества баз данных и глубокой оперативной осведомленности о противоправных действиях". Однако если наладить систему нормально, ускорение можно будет ощутить на практике, замечает Р.Кисс: время прохождения таможни сократится до пяти-семи минут, которых водителю хватит, чтобы "ввести код предварительного информирования либо провести сканером по штрих-коду".

Следующий пункт - внедрение принципа двух служб - таможни и пограничной службы - на границе, которым передадут свои функции другие контролирующие органы. Этот принцип формально реализован на автомобильных пунктах пропуска, замечает Р.Кисс, но фактически там также находятся представители Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ и Российской транспортной инспекции. "На морских, железнодорожных и авиапереходах до сих пор сидят представители всех ведомств, особенно много проблем на морских пунктах пропуска", - говорит Р.Кисс.

В ЕЭК также предлагают ввести заявительный принцип работы, когда компания сразу получает товар в свое распоряжение и ей дается 30 дней на подачу деклараций и уплату платежей. Этот принцип сейчас в полной мере реализуется таможней Казахстана, в Федеральной таможенной службе же все таможенное администрирование построено на разрешительном порядке, даже если товар не попадает под запреты и ограничения, замечает Р.Кисс.

"Такой подход, на мой взгляд, не отвечает интересам государства по сохранению национальной безопасности, защиты жизни и здоровья граждан", - критична эксперт по правовым вопросам НП "Гильдия профессиональных участников ВЭД" Анастасия Чурсина.

Разработка нового Таможенного кодекса потребует изменения закона "О таможенном регулировании", отмечает В.Гошин: ссылки на национальное законодательство должны сократиться минимум на две трети. Ситуация многоступенчатого законодательства беспокоит Федеральную таможенную службу не меньше, чем участников ВЭД, утверждает представитель службы Владимир Зубков. Переработка закона "О таможенном регулировании" - "это объективная реальность, ведь часть норм закона уйдет на наднациональный уровень", отмечает В.Зубков.

РБК daily