08.09.08

Доверять или досматривать

Чингиз Измайлов, председатель Исполнительного комитета Координационного транспортного совещания стран СНГ

В новом Таможенном кодексе уменьшилось количество статей, которые предписывают принимать решения относительно таможенного контроля на усмотрение работников таможенного поста. На мой взгляд, подобные положения в Таможенном кодексе необходимо ещё сокращать. При подобном подходе к досмотру, регламентированном Таможенным кодексом, со стороны работников того или иного поста складывается субъективное отношение к осуществлению таможенных процедур.

Получается так, что работник таможенного поста осуществляет досмотр того или иного состава, контейнера, вагона или автомобиля просто потому, что он так решил. В свою очередь участник перевозочного процесса не может с работником таможни вступать в спор. Прежде всего по той причине, что в статьях Таможенного кодекса, регламентирующих действия работников таможенных постов, эти самые действия трактуются двойственно. То есть сотрудник поста сам решает, досматривать или не досматривать транспортные средства, перемещаемые через границу. И если перевозчик вступит в спор с сотрудником таможни, в большинстве случаев буква закона, то есть статья кодекса, регламентирующая действия человека в форме, окажется на его стороне. Подобных отсылок – на усмотрение инспектора таможни, – на мой взгляд, должно стать меньше. Необходимо максимально сузить возможности инспектора таможенного поста, иными словами, таможенный субъективизм.

Я твёрдо уверен в том, что сокращение в Таможенном кодексе подобных статей положительно повлияет на ускорение движения грузов, на сокращение издержек участников транспортного рынка.

Необходимо больше использовать предварительное таможенное декларирование, пломбы, запорно-пломбировочные устройства. Поэтому, на мой взгляд, производить сплошную проверку нет никакой необходимости. Я считаю, что сплошные проверки в перспективе надо изжить из практики. К тому же железнодорожный транспорт является надёжным таможенным перевозчиком. Он берёт под свою ответственность соответствие задекларированного груза перевозимому. К примеру, у ОАО «ТрансКонтейнер» порядок перевозки контейнеров – «дверь в дверь», чтобы не было несанкционированного доступа посторонних лиц. Между тем таможенники иногда требуют, чтобы им открывали двери контейнеров.

«Гудок», 08.09.2008