25.07.11

Блеск и нищета российской таможни

Неспешно двигаясь поступью реформ, таможня неожиданно оказалась в тупике. Такое мнение, видимо, навеянное многочисленными отголосками околотаможенных баталий, сложилось у Президента.

"Все попытки ее настройки за последние годы, честно сказать, оказались не сильно успешными. Я не хочу, конечно, сказать, что все таможенники жулики или что система не реформируемая, потому что таможня - важный инструмент торговой политики государства", - заявил президент на встрече с предпринимателями из Пензенской области в минувший четверг.

Все ли так плохо в таможенной сфере, если сам Президент очень деликатно об этом намекает?

Коррупция

Оставим предвыборные заигрывания президента с бизнесом для анализа политологам, ибо нечто подобное приходилось слышать уже не один раз и, не только, кстати, из его уст. Население уже потихоньку начинает понимать, что основной источник всех бед и несчастий – наш родной, выросший незаметно, но уверенно, как сорняк на грядке, простой российский чиновник. Ему позволено все и ему за это ничего не будет. Все трагедии, случившиеся в последнее время, - Саяно-Шушенская ГРЭС, взрыв в Домодедово, станица Кущевская, т/х Булгария и многие, многие другие, имеют один корень – коррупция.

Таможня, по шкале человеческих жертв, слава Богу, не на первом месте, но, как любой государственный контролирующий орган, пронизана ею снизу доверху. Взятки берут практически все. Берут инспекторы на постах за ускорение процедур, берут их начальники за решение текущих проблем и вопросов, берут функциональные отделы за принятие нужных решений и выдачу заключений, тыловики зарабатывают на конкурсах и откатах, правоохранительные подразделения – за крышевание собственных нехитрых наработок, кадровики и служба безопасности не брезгует брать с тех, кто берет, т.е. со своих же, и т.д. и т.п. Все об этом знают, но особо никто и не дергается: привыкли. Популярный слоган «не мы такие – жизнь такая» является, пожалуй, главным оправданием безуспешности борьбы на этом фронте. И все участники ВЭД как бы с этим давно смирились, включив данный вид расходов в производственные издержки. Обещание А.Бельянинова в самом начале таможенной карьеры повысить зарплату инспектора до 1 тыс. долларов выполнено частично. Оклады, действительно, подтянули. Но на фоне общей инфляции – это курам на смех. Начинающий менеджер без опыта работы приходит в компанию примерно на эту зарплату (речь о крупных городах). С квартирами – тоже беда, денег нет, и не предвидится. Социальные льготы для госслужащих – как у всех. Хорошо хоть формой обеспечивают. Короче, с пряниками худо. Как тут не брать, коли дают? Выпускники РТА, приходя на службу в таможенные органы, все, как один, просятся на посты и, желательно, сразу в отделы досмотров. Первый вопрос, который задает молодежь: а как тут деньги зарабатывают?

Все антикоррупционные программы и планы ФТС по сути провалены. Показателем эффективности своей работы ФТС считает долю выявленных преступлений антикоррупционой направленности, выявленных подразделениями собственной безопасности, в общем количестве дел. В прошлом году она составила 94%. 100 взяточников из числа таможенников привлекли к ответственности, плюс 17 взяткодателей: дескать, если бы эти не давали, то мы бы и не брали.

Хороший принцип действует в Китае: если гражданин подумал, что может дать чиновнику взятку, значит, чиновник своими действиями (бездействиями) уже спровоцировал его на это. Что с таким чиновником будет – вы знаете, китайские законы суровы, поэтому главная задача китайского чиновника – это забота о предпринимателе и содействие ему в его деятельности, потому что тот платит налоги, из которых чиновник получает зарплату и прочие социальные штучки. Благодаря этому подходу Китай за 3 десятка лет из отсталой и забитой страны превратился в одну из сильнейших экономик мира. У нас же все наоборот: ФТС при молчаливой поддержке правительства считает, что бизнес существует для нее, потому что она администрирует 53% доходной части бюджета. А еще в таможнях любят считать, сколько один таможенник принес государству.

Показатели

А все почему? Потому что главным критерием эффективности работы таможни являются показатели, среди которых наполняемость бюджета – самый главный. 4 330 млрд. рублей перечислила таможня в бюджет в 2010 году, причем 58% из них – вывозные пошлины. Гордиться, прямо скажем, нечем.

Тем не менее, все должностные лица всех таможенных органов, так или иначе, нацелены на выполнение контрольных показателей. Их около двух десятков, по основным направлениям деятельности. В совокупности они как бы должны дать картину, где, на каком этапе своего развития находится таможня. На самом деле они не дают ничего, никакой картины и уж тем более, - никакого поступательного движения. Они статичны на достаточно большие промежутки времени, что зафиксировано в перспективных планах работы ФТС. Более того, практически все они увязаны между собой таким образом, что в рамках одного таможенного органа выполнение одного показателя автоматом ведет к невыполнению другого. Это не страшно, потому что картина выравнивается за счет других таможен, где ситуация может быть иной. Да, и невыполнение даже нескольких показателей никакой катастрофы не несет, разве что отчитают начальника таможни на подведении итогов, не уволят же. У каждого показателя имеется своя методика подсчета, ибо главное, как мы знаем, не в цифрах, а как их подсчитать. Более того, если показатель систематически не исполняется, его можно запросто скорректировать, или совсем убрать. Что произошло, например, с показателями по рискам: низкая эффективность по досмотрам «стоимостных» рисков привела не к отмене досмотра, как неэффективной меры, а к уничтожению контрольного показателя по общероссийским профилям рисков!

Колоссальное количество времени таможенники тратят на подсчеты и сведение цифр, написание пояснительных и аналитических записок, объясняя вышестоящему руководству, почему, например, объемы экспорта из Китая превышают объемы импорта китайских товаров в Россию (товары профицита). А то те не знают!

В результате подобной имитации деятельности страдают все. Инспектора внизу всеми силами пытаются добывать нужные «палки» для таможни, даже не гнушаясь иной раз должностными подлогами, начальство терроризирует инспекторов, хотя само понимает бредовость ситуации, высшее руководство бодро «втирает очки» руководителям страны, потому что главный показатель – плановое задание всегда выполняется, а остальное – мелочи.

СУР

Для бизнеса же это оборачивается дополнительными издержками. Потому что практически все показатели, так или иначе, завязаны на таможенное оформление, а самый действенный механизм влияния на бизнес - таможенный контроль. Проведение любой формы контроля, требует дополнительного времени и, значит, дополнительных расходов. Если вы теряете на этом деньги, а ваш конкурент – нет, то вы вместе с деньгами теряете свои позиции в бизнесе, а потом и сам бизнес. Это нехитрое правило используется таможнями для достижения некоторых своих показателей и удовлетворения личных амбиций некоторых руководителей. То, что при выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками, совершенно этому не препятствует.

Созданная в начале века, оформленная в 2004 году, СУР застряла где-то на полдороге. За последние 3 года шагнул вперед разве что процесс автоматизации срабатывания рисков. СУР не эффективна и это признают все, включая самих таможенников. Вся эффективность СУР держится на «интуиции» инспекторов на постах и сотрудников функциональных отделов, а посему представляет собой благодатную почву для произрастания коррупции.

Доля «стоимостных» профилей рисков красноречиво свидетельствует: СУР стала придатком администрирования таможенной стоимости. Данная ситуация сложилась, когда чиновники ГУФТД ФТС поняли, как с помощью СУР можно организовать процесс «нагибания» участников ВЭД. Профили рисков, которыми участники ВЭД спокойно обмениваются на таможенных форумах, сегодня охватывают уже более 50% товарной номенклатуры и 68% стоимостного выражения импорта. Все значимые группы товаров, импортируемые в Россию, находятся в группе рисков. Меры по этим рискам предусматривают проведение дополнительной проверки и сбора огромного количества документов.

Выход таможенники предлагают сами: заявляйтесь по «правильным» ценам... А чтобы контролировать процесс в ключевых таможнях на постоянной основе стали функционировать т.н. рабочие группы. Администрирование стоимости – очень тонкий регулятор движения товаропотоков и те, кто манипулирует этим инструментом, зарабатывают на этом неплохие деньги. И контрольные показатели здесь не причем. 1% - доля всех сумм корректировок таможенной стоимости в общем объеме ввозных пошлин и НДС.

Концепция

Такой же манипуляцией только уже всероссийского масштаба стала набившая всем оскомину концепция о переносе таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе. Без аргументов, без утверждения, без обсуждения с бизнесом, без элементарных расчетов высасывается из пальца идея перераспределения в пользу РОСТЭКа рынка околотаможенных услуг. Ну, конечно, у кого, как не у РОСТЭКа на границе давно все схвачено и все функционирует?! А тут еще Росграница деньги, выделяемые из бюджета на обустройство границы, под себя подмяла. Таможенный союз, правда, ситуацию скорректировал: самая протяженная граница с Казахстаном перестала нуждаться в таможенных терминалах. Да и федеральную целевую программу «Таможня на границе» Минфин с Минэком никак согласовывать не хотят. Но ФТС упорно продвигает идею дальше. Сокращение таможен в московском регионе, ликвидация лучших таможенных постов в Санкт-Петербурге, строительство ТЛТ под брендом РОСТЭК, все эти очень недешевые мероприятия, да еще и проводимые бездарно и в одночасье вызвали массу нареканий со стороны бизнеса. При этом главный вопрос: зачем все это нужно? – так и остался без ответа.

Технологии

Подсластить горечь финансовых потерь, да и в целом недовольство бизнеса должно было срочное внедрение передовых информационных технологий. В арсенале готовых заготовок таковых было немного.

Для пунктов пропуска – «единое» окно. Пародия на существующие технологии пропуска в странах Евросоюза, безуспешно испытанная в 2008 году в Бурачках, тема «единого окна» таки нашла свое выражение в механической передаче функций и полномочий контролирующих органов таможне с 29 июня т.г. До этой даты решительно никто – ни таможня, ни ветеринары, ни транспортники, ни прочие службы не понимали, как это все будет работать. Не понимают, похоже, и сейчас. В результате очередной транспортный коллапс не заставил себя ждать. Автоперевозчики уже забили тревогу: фуры встали на всех границах, на основных магистралях, как перед Новым годом. Не отстают от них морские агенты, уже направившие обращения в ФТС, Минтранс и Администрацию Президента по поводу творящегося маразма в морских портах. То, что ФТС этот раунд безоговорочно проиграла и выйдет из ступора явно нескоро, было очевидно сразу.

Электронное декларирование, об успехах которого взахлеб верещат таможенные функционеры, еще очень и очень далеко, не то, что от современных технологий, но даже и от норм, прописанных самой же ФТС в собственном 395-м приказе. Хотя шаг, безусловно, позитивный. Предварительное информирование, в отличие опять же от западных стран, выполняет единственную функцию – ускорение оформления транзита в пунктах пропуска. На большее система не способна.

Удаленный выпуск – ноу-хау. В прошлые годы это бы не прошло, ни под каким соусом, но концепция переноса внесла свои коррективы. Нужно было срочно что-то придумать, дабы снять напряжение, возникшее в результате сумасбродного ее внедрения. Процент оформления по этой технологии незначителен, технически таможня пока сама не готова увязать все посты друг с другом.

В чистом зачете – ничего, все с минусами. Причем внедрение информационных технологий тормозит сама система: все программное обеспечение пишется для ФТС коммерческими организациями на конкурсной основе. И хотя заранее известно, кто выиграет конкурс, правила борьбы с коррупцией не позволяют этот процесс ускорить либо пересмотреть. Что мешает ФТС завести собственных программистов – неведомо. Хотя кто из них пойдет работать за те деньги, что предлагает госслужба?

Так чем же недоволен Президент?

На наш взгляд, реформирование таможенной системы не привело к позитивным изменениям ни в самой таможне, ни к развитию бизнеса в сфере ВЭД. Явных успехов не наблюдается. Таможня топчется на месте, в срочном порядке латая дыры, образовавшиеся благодаря собственным просчетам. Ни о каком ускорении таможенных процедур и создании благоприятных условий для бизнеса речь не идет. Вся работа направлена на достижение собственных показателей, главный из которых – плановое задание по перечислению в доходную часть бюджета – красноречиво говорит об ущербности экономики в целом, в чем, впрочем, признается и сам глава ФТС А.Бельянинов.

Коррупция, излишняя забюрократизированность процессов, отсутствие реального прогресса в технологиях, безразличное отношение к среднему и малому бизнесу в сфере ВЭД – это то, что характеризует таможенную систему сегодня. Похоже, Президента это уже не устраивает. Что ж, поживем – увидим…

ПроВЭД