17.02.06

Белоруссия: Российским товарам ставят заслон?

С сегодняшнего дня на пути российского импорта появилось еще одно препятствие все товары, поступающие из страны-союзницы, должны иметь сертификат происхождения формы СТ-1. Постановление ГТК от 28.11.2005 г. 86 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления ГТК Республики Беларусь по вопросам валютного контроля", которое вступило в силу с 17 февраля, фактически меняет порядок определения страны происхождения товаров, ввозимых из РФ, и систему регулирования ввоза в Беларусь российской продукции.

Постановление отменяет перечень товаров, для ввоза которых из России необходимо было предоставлять сертификат о происхождении товаров формы СТ-1. В данный перечень входило около 50 видов продукции, которые, вероятно, вызывали у белорусской таможни обоснованные сомнения с точки зрения правомерности налоговых преференций, применяемых в рамках Соглашения о создании зоны свободной торговли. Это касалось морепродуктов, тропических плодов, чая, кофе, соков, фармацевтической и парфюмерной продукции, обуви, бытовой техники, мебели, светильников, фурнитуры, шариковых ручек, а также каменного угля, электроэнергии и других. Взамен ограниченного перечня товаров ГТК упомянутым постановлением распространил порядок представления сертификатов формы СТ-1 на все товары, импортируемые из России (за исключением нерегулярных поставок мелких партий стоимостью менее 5 тыс.USD, а также товаров, перемещаемых в течение 2006г. индивидуальными предпринимателями). Отсутствие упомянутого сертификата 6удет являться отныне основанием для отказа в регистрации статистической декларации и поводом для таможенного оформления товаров с применением мер тарифного и нетарифного регулирования и их помещением на склады временного хранения.

Если ранее процедура подтверждения происхождения товара из России имела в Беларуси заявительный характер (за исключением некоторых видов продукции), то теперь потребуется предъявить сертификат, выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП). В отличие от Беларуси, где система ТПП имеет централизованный характер, а стоимость сертификации колеблется в пределах 20-25 USD, в России каждая Торгово-промышленная палата является самостоятельной организацией, в том числе в вопросах определения стоимости услуг, рассказал "Экономической газете" российский эксперт, пожелавший остаться неназванным. В настоящее время стоимость сертификации в различных ТПП России составляет от 30 до 150 USD, а в некоторых случаях 1% от стоимости внешнеторгового контракта, отметил он.

Непомерная плата за сертификацию ляжет дополнительным бременем на российских товаропроизводителей, которые вынуждены будут компенсировать свои потери путем увеличения стоимости товаров, что автоматически снизит конкурентоспособность их продукции на белорусском рынке. Кроме этого, сама процедура сертификации потребует дополнительного времени и сил. В этих условиях отдельные субъекты хозяйствования откажутся от торговых сделок с белорусскими партнерами, в результате чего экспортные поставки из России могут сократиться, считает собеседник "Экономической газеты".

В ГТК объясняют необходимость "сплошной сертификации" борьбой с нелегальным импортом из России товаров, происходящих из третьих стран или недостаточно переработанных в самой России. "Получается, что неспособность белорусской стороны организовать должный контроль за оформлением и налогообложением товаров третьих стран, завозимых с территории РФ, будет компенсирована тотальной проверкой российских по происхождению товаров", не без возмущения отметил российский эксперт. Между тем товары третьих стран с территории России завозятся, как правило, индивидуальными предпринимателями, которые как раз освобождены Президентом от обязательного представления сертификатов по форме СТ-1.

В последние годы в Беларуси к российским товарам (прежде всего потребительского спроса) довольно часто применяются различные меры административного и налогового характера, призванные усложнить их доступ на белорусский рынок, продолжил собеседник "ЭГ". Так, с 2000г. таможенная служба Беларуси в соответствии с Указом Президента 7 начала контролировать экспортно-импортные операции российских и белорусских субъектов хозяйствования, проводимых на возмездной основе, путем регистрации паспортов сделки и статистических деклараций. Несмотря на заявленные цели (проведение валютного контроля и статистического учета), белорусские таможенники осуществляли (и продолжают это делать сейчас) некоторые функции таможенного контроля, например, проверку товаросопроводительных и иных документов в отношении всей номенклатуры перемещаемых через совместную границу товаров. К алкогольным и табачным изделиям, подлежащим маркировке акцизными марками, контроль был усилен путем взимания авансовых таможенных платежей и обязательным размещением импортируемых из России маркированных товаров для таможенного досмотра на складах временного хранения. Как это согласовывается с идеей свободного перемещения людей и товаров на территории Союзного государства российским импортерам не понятно.

"Экономическая газета" 17.02.06