30.08.16

Беларусь. Границы страны становятся гостеприимнее

Транзитная привлекательность страны, скорость и комфорт при пересечении границы — вопрос не только имиджевый, но и экономический, и технический. И хотя традиционно считается, что главной заботой пограничников является охрана рубежей, именно они немало преуспели в том, чтобы сделать процедуру как можно менее обременительной для граждан нашей страны и гостей. Об этом — наш разговор с первым заместителем председателя Государственного пограничного комитета Игорем БУТКЕВИЧЕМ. — Игорь Евгеньевич, можно ли в наглядных цифрах показать читателю сферу вашей ответственности и результаты работы? — Только за 6 месяцев этого года государственную границу пересекли 9,6 млн человек, что сравнимо с численностью населения Беларуси. Из этого количества 5,7 млн составляют граждане нашей страны, 3,9 млн — иностранцы. По интенсивности потока на первом месте стоит польское направление — 3,6 млн человек, затем следует украинское (2,6 млн), литовское (2,1 млн), латвийское (364 тысячи). Некоторый спад, примерно на 2 процента, наблюдается только на границе с Украиной. При этом на 20 процентов возрос интерес к авиаперевозкам. Смею вас заверить, что в ближайшее время поток по всем направлениям возрастет. Это связано с предстоящей отменой ограничения, которое предполагало пересечение границы на автомобиле не чаще чем один раз в 8 суток. Граница охраняется в пунктах пропуска и вне их, по всему периметру, что гораздо сложнее. В стране имеются 82 пункта пропуска, из которых действующих — 72. Работа каждого из них по определению регламентируется международным договором: в одностороннем порядке открыть пункт нельзя. Все они категорируются по статусу: международный, международный автодорожный, авиационный, межгосударственный, упрощенного пропуска... Межгосударственный, к примеру, предназначен только для граждан сопредельных стран; пункт упрощенного пропуска предполагает только бестоварное перемещение жителей приграничных территорий... — О таком пункте в Лоше газета подробно рассказывала в одном из прежних спецвыпусков... Верно ли, что там проводился эксперимент? — Подчеркну, что мы были инициаторами изменения статуса пункта упрощенного пропуска «Лоша — Шумскас». Почему? Сегодня переход «Каменный Лог» на литовской границе один из самых загруженных. Когда он строился, казался современным и большим, сегодня же его пропускной способности не хватает. Через него идет дорога на Вильнюс, ближайшую к нам столицу страны — члена Евросоюза. Движение по ней очень напряженное, периодически возникающие на границе очереди вызывают понятное недовольство и возмущение. Поэтому перед Новым годом мы договорились с литовскими коллегами и провели эксперимент, пустив через «Лошу» легковые автомобили и автобусы. Эффект был хорошим. Мы разгрузили «Каменный Лог», позволили людям более комфортно и быстро пересечь границу. Сейчас практически все согласования находятся на заключительном этапе. Думаю, в ближайшее время пункт «Лоша» будет переведен в разряд международного. — Какие еще объекты требуют обновления? — Чуть более года назад мы реконструировали пункт пропуска «Привалка» на литовской границе, где, бывало, наши пограничники несли службу буквально в вагончиках. Сейчас это современный, удобный, комфортный переход. На латвийской границе в пункте «Григоровщина» завершили реконструкцию. В «Урбанах» она продолжается, как и в Теребежове, на украинской границе. В стадии проектирования и «Каменный Лог». Реконструкция — процесс фактически непрерывный, творческий. К примеру, пункты «Берестовица» и «Брузги» считаются вполне современными, но возможность увеличить их пропускную способность имеется. В Брузгах ее ограничивает проблема с мостом и дорога, которая требует расширения. Уверен, что в процессе модернизации дороги М–6 эти проблемы будут решены. Напомню, что Президент во время недавнего посещения Гродненской области заострял на них внимание и отвел на реконструкцию магистрали 2 года. К сожалению, мы были вынуждены закрыть пункт пропуска «Домачево» на польском направлении: по имеющемуся мосту уже нельзя пропускать большегрузные автомобили. Сейчас специалисты проводят обследование моста, к середине осени будет принято окончательное решение. — Дорого ли нам обходится обновление пограничной инфраструктуры? — Реконструкция большинства объектов финансируется из белорусского бюджета, некоторые включены в союзные программы, по другим сотрудничаем с международными организациями. В 2016 году на обустройство пограничной инфраструктуры, закупку новых образцов техники и средств охраны границы государством запланировано выделить 27,7 млн неденоминированных рублей. Для сравнения: в 2015–м было около 12,5 млн. Кроме того, 7 млн поступили из бюджета Союзного государства, освоено также 1,7 млн долларов по действующим проектам международной технической помощи. — Вы часто говорите «мы построили», «мы реконструировали». Этим занимаются пограничники? — Нет, конечно. Погранслужба не располагает строительными мощностями. Пункты пропуска состоят, как правило, на балансе Государственного таможенного комитета, мы их фактически арендуем. Строят и реконструируют их профессионалы, которые выигрывают тендеры. Имею в виду, что все мы — пограничники и таможенники, строители и дорожники — делаем одно общее дело для тех, кто границы пересекает. — Ожидается, что уже с 1 сентября сделать это будет еще проще благодаря электронной очереди. Расскажите, пожалуйста, подробнее. — Опять же не скрываю, что у истоков этой инициативы стоял погранкомитет. Все просто. Человек сможет выбрать удобное для себя время и зарезервировать его через интернет. Именно в этот срок он и пересечет границу, избежав возможной очереди. Пилотный проект запускаем с 1 сентября в брестском пункте пропуска «Варшавский мост». Необходимое оборудование установлено и протестировано. Ранее мы проводили эксперимент в «Каменном Логе» и получили множество положительных отзывов. Экспериментировали на бесплатной основе, но многие утверждали, что готовы за такие удобства платить. Плата будет невелика: одна базовая величина для грузовых автомобилей, автобусов, тягачей и тракторов... Впрочем, вся информация размещена на нашем информационном портале. — Как вы оцениваете дальнейшие перспективы? — Приведу в пример пункт «Рудовка — Лесная», который создавался для безвизового пропуска любителей сплава по рекам. В данном случае — по Августовскому каналу. Удивительно красивые места, уникальный маршрут! Знаю не понаслышке: когда командовал Гродненской погрангруппой, участвовал в совместных сплавах с литовскими и польскими пограничниками и даже переворачивался на байдарке. С 23 августа для посещения Августовского канала в Беларуси иностранцам разрешен безвизовый въезд на срок до 5 суток. Очень хороший стимул приехать к нам. Тем более что на нашей территории маршрут экзотичнее, интереснее. Хотя бы потому, что у нас работают все шлюзы. Зато на польской территории более развита инфраструктура экотуризма — есть чему поучиться. Знаю, что власти области серьезно над этим работают. В планах — открытие пеших и велосипедных безвизовых прогулок, уже проложены дорожки. Все иностранные гости, которым я показывал эти места, были в восторге. Здесь, между прочим, трансграничный поток возрастает кратно, хотя абсолютные цифры пока невелики. Думаю, что увеличить их — дело ближайшего времени. Надо более активно, агрессивно заниматься рекламой. Подозреваю, что не все наши земляки про эти места знают. Приглашаю их в Рудовку. — Казалось бы, пограничнику тем спокойнее служить, чем меньше людей через границу проследует. — Устаревший стереотип! Мы готовы принять любое число граждан и транспорта из каких угодно стран, которые пересекают госграницу в законном порядке. При этом исключаем шансы для тех, кто пытается порядок обойти. Но об этом лучше поговорим в другой раз.

Советская Белоруссия № 165 (25047)