19.01.06

Барьер для челноков

Правительство России существенно осложнит жизнь мелким предпринимателям, занимающимся перепродажей иностранного ширпотреба, или, как их называют, челнокам .

Как вчера стало известно Гудку , отдел политики таможенных платежей Минэкономразвития подготовил проект постановления правительства РФ, которое изменит порядок беспошлинного провоза багажа через российскую границу. Причем, как заверил представитель пресс-службы министерства, до конца января этот документ будет подписан и введен в действие.

На данный момент, если стоимость ввозимых товаров не превышает 65000 рублей, а общий вес ручной клади 50 килограммов, груз можно провозить через границу бесплатно.

Чем и пользуются челноки , применяя эту норму для ввоза и последующей перепродажи товара.

Кроме того, торговцы нередко доплачивают более легковесным попутчикам и через них ввозят в Россию дополнительные килограммы.

Проект нового постановления О внесении изменений в Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 года 718 изменит существующий порядок. Периодичность ввоза физическими лицами товаров будет сокращена с одного раза в неделю до одного раза в месяц, а весовой привес снизится до 35 килограммов, отметили в ведомстве Германа Грефа. По мнению специалистов МЭРТ, такое соотношение позволит ограничить ввоз импортных товаров, которые вытесняют российские с внутреннего рынка, и в то же время не затронет интересы российских туристов.

По словам представителя МЭРТ, российские челноки оперируют гигантскими суммами. Количество обуви, ежегодно закупаемой ими только в Турции и Китае, например, значительно превышает численность населения России. Поэтому никакие таможенные льготы на ввоз импортного оборудования для наших обувщиков не сделают их продукцию конкурентоспособной.

Федеральная таможенная служба почин МЭРТ полностью поддерживает. По словам главы ФТС Александра Жерихова, его ведомство давно пытается усилить контроль за импортом товара из Китая и Юго-Восточной Азии.

Мною уже подписан целый ряд приказов на эту тему . Стражи границы готовы пойти дальше Минэкономразвития и откорректировать планку ввозимого товара не только по весу, но и по стоимости.

До какого уровня нужна корректировка, прямо сказано не было, но глава ФТС вскользь упомянул, что до 2004 года общая сумма ввозимого товара должна была составлять 1 тыс. долларов. Сейчас не то время, когда в России ощущается дефицит товаров народного потребления и нельзя ничего купить .

За счет этих мер МЭРТ и ФТС планируют поддержать отечественного производителя и освободить российский рынок от излишков низкосортной импортной продукции.

Сегодня проект этого документа направлен на рассмотрение в департамент международного сотрудничества правительства Российской Федерации.

По мнению Ивана Никитина, председателя правления Московской ассоциации организации финансовой взаимопомощи субъектов малого и среднего предпринимательства (МАССФИН), идея ведомства Германа Грефа это глупость. В одной Москве больше 200 тысяч предпринимателей без образования юридического лица. Если их труд за счет новых норм будет ограничен, то это удар по огромному количеству жителей столицы. Им по закону разрешается нанимать 14 15 человек. Вы представляете, сколько рабочих мест стоит за одним частником?

Они же все в таком случае окажутся безработными .

На крупных поставках импортных товаров это решение никак не скажется, считает Дина Крылова, руководитель Центра экспертных проблем предпринимательства Опора России . Сильно ударит оно прежде всего по мелкой приграничной торговле.

Мельчайшему бизнесу будет нанесен ощутимый удар как самим предпринимателям, так и людям, зарабатывающим просто на перевозке товара. У них появятся дополнительные расходы на доставку, но не настолько ощутимые, чтобы это всерьез сказалось на отечественных производителях.

От того, что усилятся барьеры на границе, производство в приграничных районах все равно не появится. А чтобы защитить внутренний рынок и помочь отечественному производителю, нужно не закрывать границы, а приложить серьезные усилия для снижения административных барьеров для предпринимателей внутри страны.

С вводом данного постановления эффект для государственной казны будет вообще минимальным, однако благосостояние таможенников явно возрастет.

Снижение максимального веса для беспошлинного провоза товаров с 50 кг до 35 кг ударит по гражданам, которые, бывая за границей, покупают вещи для себя и своей семьи. Они столкнутся с неприятными процедурами на таможне и дополнительной нервотрепкой.

Не в восторге от идеи МЭРТ и авиакомпании, специализирующиеся на шоп-турах. Владимир Лапинский, коммерческий директор компании Авиалинии-400 , отметил, что в случае принятия постановления произойдет снижение количества заказов со стороны туроператоров.

Однако, считает Лапинский, челноки люди ушлые и быстро найдут разумный выход из положения . А уменьшение квот на беспошлинный провоз скажется не на объеме челночного завоза, а на конечной стоимости товара.

Кое-что потеряют и железнодорожники. Как отметили в департаменте дальних пассажирских перевозок ОАО РЖД , специальный поезд со станции Уссурийск Приморского края ежедневно возит в Китай челноков .

Не исключено, что железнодорожники будут вынуждены сокращать количество рейсов.

Однако, по словам Бориса Фантеева, руководителя Российского союза производителей и импортеров, предложения МЭРТ малоэффективны и не нанесут серьезного урона челночному бизнесу . До сих пор челнок сбивал туристическую группу из десяти человек, платил каждому по 300 500 рублей и из Благовещенска отправлял ее на день в Китай. Там туристов ожидали китайские продавцы с приготовленным заранее ассортиментом товаров. В результате челнок получал полтонны беспошлинного ширпотреба. Теперь эта группа будет состоять из 13 человек, а схема не изменится. Если эти 13 уже засветились на границе один раз в месяц, то завтра вместо них поедут 13 других незасвеченных туристов, говорит Борис Фантеев. По его мнению, на рыночной стоимости челночного добра это практически не отразится.

Единственным способом побороть челноков , если уж мы ставим именно эту задачу, является возврат к системе, существовавшей при СССР. Тогда каждый гражданин, пересекающий границу, точно знал, сколько пар обуви или женских шуб он может провезти без пошлины, а что уже является товарной партией, за провоз которой придется раскошелиться. Вторым важным моментом Борис Фантеев считает снижение таможенной пошлины на товары легкой промышленности с существующих ныне 30 до 5 10 процентов. Такую пошлину бизнесмены будут платить, а существующую никогда.

Иначе они так и будут договариваться с таможенниками по-хорошему , уверен он.

В то же время в Министерстве экономического развития, комментируя свою идею, отметили, что постановление лишь первый шаг на пути наведения порядка в челночном бизнесе. Будут и другие, а подробнее мы пока не скажем , заявили в пресс-службе ведомства.

Андрей МОШАТИН

Светлана КОМАГОРОВА

Гудок 19.01.2006