08.04.09

Автомобили включили задний ход

С начала года ввоз автомобилей в Россию сократился почти в 4 раза. Дилеры распродают модели прошлого года, скопившиеся на складах, а невостребованные новые иномарки с границы увозят обратно на заводы.

Автомобильный импорт за первые два месяца 2009 года сократился в 3,7 раза до 80,6 тыс. Такие данные приводит в своем отчете Федеральная таможенная служба России (ФТС). Для сравнения, в январе – феврале 2008 года российскую границу пересекли почти 300 тыс. автомобилей. Сильнее всего снизилось количество ввозимых автомобилей через границу на Дальнем Востоке – в 4,4 раза. До введения запретительных таможенных пошлин именно из Японии в Россию попадали почти 2/3 новых и подержанных автомобилей. Лидерами были Toyota и Nissan (данные «Автостата»). Как отмечают в Японской ассоциации автопроизводителей (JAMA), в феврале из Японии поставлено всего 4318 новых автомобилей, что в 9 раз меньше, чем в прошлом году. При этом импорт подержанных машин составил всего 325 штук. Это почти в 20 раз меньше, чем в феврале прошлого года (31,8 тыс. шт.).

Многие порты, в частности крупнейший порт Финляндии, по словам представителей таможенной службы, жалуются на то, что уже вынуждены отправлять обратно производителям автомобили, предназначенные для российского рынка, но невостребованные.

Дилеры, опрошенные «Газетой.Ru», признаются, что до сих пор не могут распродать автомобили прошлого года.

Из почти 400 тыс. новых автомобилей (данные Ассоциации европейского бизнеса), проданных за этот период, большинство – это модели 2008 года выпуска. А примерно 65 тыс. реализованных машин – это модели, собранные в России. При этом из произведенных за этот период машин лишь 10 тыс. автомобилей сделал «АвтоВАЗ», остальные – это иномарки («АСМ-холдинг»). В частности, за счет российского завода почти в 1,5 раза смог увеличить свои продажи Volkswagen. За первые два месяца производитель реализовал около 6 тыс. машин. Самые продаваемые модели – Volkswagen Passat и Jetta, собираются из машинокомплектов (крупных узлов) на заводе в Калуге.

Как отмечают в ФТС, денежные начисления в таможню с начала года сократились меньше, чем непосредственно импорт: с 47,6 млн руб. до 23,7 млн руб. То есть всего в два раза. Как пояснил «Газете.Ru» сотрудник ФТС Юрий Алексеев, то, что количество выплат таможенникам сократилось меньше, чем непосредственно импорт, связано сразу с несколькими факторами. «Среди импортируемых в страну машин стало гораздо меньше ширпотреба – недорогих моделей, с относительно небольшими двигателями. А основу импорта составили достаточно крупные внедорожники с двигателями от 2,5 литра», – пояснил собеседник. Кроме того, несмотря на то, что импорт б/у сократился достаточно сильно, те, кто не перестал ввозить машины через границу, теперь оформляют их по новым, завышенным тарифам. Они для некоторых категорий машин увеличились почти вдвое.

«Наш прогноз по возможным объемам взимания таможенных платежей в 2009 году исходя из текущей экономической ситуации – 2 трлн 780 млрд рублей», – заметил ИТАР-ТАСС руководитель главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Федеральной таможенной службы Борис Шкуркин.

Однако эксперты отмечают, что постепенно расстановка сил между новыми и подержанными машинами изменится и основной доход таможенники будут получать с бэушных машин. Как рассказал «Газете.Ru» партнер консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers Стенли Рут, из-за роста цен по итогам года сильнее всего сократится импорт новых машин. «В первой половине года сильнее будет заметно сокращение импорта в сегменте б/у. Однако из-за роста курсов иностранных валют производители будут и дальше вынуждены поднимать цены. До конца года в среднем новые модели вырастут в цене на 20%. Рост стоимости машин с пробегом будет заметно меньше, а потому постепенно спрос на качественные иномарки в возрасте от 3 до 7 лет возобновится», – прогнозирует специалист.

Газета.Ru; 08.04.09