100 дней: Что изменилось в Таможенном союзе?
1 июля 2010 года с принятием Таможенного кодекса, официально заработал Таможенный Союз. Прошло три месяца. Корреспонденты Би-би-си в трех бывших республиках СССР, вошедших в этот союз, рассказывают о том, что изменилось за это время.
Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Белоруссией формально существует с 1 января 2010 года.
Несмотря на то, что подписаны уже почти все документы, необходимые для нормальной работы нового объединения, а союз существует уже 10 месяцев, оценить его достижения затрудняются и российские чиновники, и представители бизнеса, и эксперты.
Пока неясно
"Оценка неоднозначная", - признался bbcrussian.com на конференции, посвященной первым итогам работы союза, Андрей Точин, глава департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ минэкономразвития.
По его словам, после 1 июля, возможно, стало сложнее проходить казахстанскую и белорусскую границы, но, по мнению чиновника, это неизбежно при формировании подобных союзов.
"Когда все нововведения окончательно утрясутся, должно быть в разы проще, чем было до 1 июля,- признался Точин. - Для того чтобы нормально, эффективно применять нововведения, необходима какая-то определенная привычка, какая-то практика".
По прогнозам представителя министерства, все сложности с прохождением границ должны быть устранены уже до конца 2010 года.
На скорейшее решение трудностей надеются и представители бизнеса, которые уже не раз страдали из-за работы Таможенного союза.
Так, с 1 января, после вступления норм нового объединения, российскую границу не могли пересечь грузы с алкогольной продукцией, ноутбуками, сотовыми телефонами и другим высокотехническим оборудованием.
После вступления в силу Таможенного кодекса ситуация, как ни странно, повторилась, рассказал главный эксперт по импорту компании Nokia Siemens Networks Михаил Морозов.
"Вдруг где-то в середине июля мы получаем сообщение, что наши грузовики остановлены на белорусской границе, и у водителя требуют документы об отсутствии шифрования в грузах, что было для нас полной неожиданностью", - признался представитель компании.
Но если аппаратура могла подождать некоторое время, до выяснения всех обстоятельств, то с товарами срочной доставки было куда сложнее, рассказал bbcrussian.com президент Ассоциации экспресс перевозчиков Владимир Саркисов.
Как признался бизнесмен, когда на границе пытались узнать, как все-таки можно провезти товар в Россию, таможенные службы предлагали вернуться к этому вопросу через неделю.
Тем не менее, как объясняют предприниматели, рано или поздно вопросы на границе все же удавалось решать, и немалую роль в этом играла специальная "горячая линия Федеральной таможенной службы", по которой и таможенники, и бизнесмены получают все необходимые разъяснения по спорным моментам.
Однако до сих пор у бизнесменов возникают вопросы, ответы на которые получить просто невозможно, говорит Михаил Чушков, менеджер по логистике компании Johnson&Johnson.
"Мы столкнулись с голодом информации, и теперь наши тестовые грузовики наобум идут в Казахстан, - возмущается представитель компании. – Мы поняли, что лучше всего понять, как это работает - проверить тестовым путем, но, конечно, это нонсенс, так как лучше все знать заранее".
Кроме того, по словам Чушкова, нередко бывают ситуации, когда согласно Таможенному кодексу, у компании должно быть определенное преимущество, но на границе таможенники продолжают работать по-старому, и отказываются применять новые правила.
Тем не менее, Таможенный союз очень полезен, отметил представитель Johnson&Johnson в интервью bbcrussian.com.
По его словам, компания уже получает конкретную прибыль, к тому же, после 1 июля получается реализовать планы, которые раньше были невозможны.
Без закона не работает
Однако, несмотря на принятие многочисленного количества документов, Таможенный союз все еще работает не на полную силу. До сих пор в России не принят закон "О таможенном регулировании", который должен заменить старый "Таможенный кодекс".
До его принятия политики и бизнесмены предпочитают не давать оценок работе Таможенного союза, так как до конца неясно, что же получится в итоге.
На настоящий момент деловое сообщество выдвигает свои предложения в законодательные органы, но будут ли они учтены в окончательном варианте закона, никто пока с точностью сказать не может.
Но эксперты уверены, что без скорого принятия закона, Таможенный союз нормально работать не сможет.
"Давайте жить по единому законодательству, о котором мы еще не знаем. Как это будет применяться в России, мы тоже не знаем,- объясняет сложившуюся ситуацию советник по вопросам таможенного права компании DLA Piper Марина Лякишева. - Переключились на Таможенный союз в каких-то вопросах, но многие остаются вообще неурегулированными. Это раздражает бизнес. Естественно, таможенникам очень тяжело - у них нет инструкции, а они привыкли работать по инструкциям".
Такая неразбериха, по мнению собеседницы Би-би-си, сложилась из-за того, что российские власти при создании Таможенного союза руководствовались больше политическими, а не экономическими мотивами: сначала решили сделать, а потом уже подумать, как это будет работать.
Ожидается, что закон должен заработать с 1 января 2011 года, но представители бизнеса снова опасаются, что после новогодних праздников их товары могут опять застрять на границе из-за новых изменений.
bbc.co.uk 01.10.10