Письмо ЦБ РФ № 34 от 2006-03-06 00:00:00

Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного контроля

Вопросы по применению Инструкции Банка России от 15.06.2004 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция 117-И)
1. Какая сумма должна быть указана резидентом в пункте 6.2 листа 2 паспорта сделки (далее - ПС) (Приложение 4 к Инструкции 117-И) при переоформлении ПС по кредитному договору (договору займа), оформленному после 18.06.2004 (дата вступления в силу Федерального закона 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"): сумма задолженности по основному долгу, сложившаяся на день переоформления ПС с учетом денежных средств, которые были получены (предоставлены) и/или возвращены резидентом до переоформления ПС, или сумма задолженности, указанная в первоначально оформленном ПС? Какая информация указывается в пунктах 6.3 и 6.4 листа 2 ПС при переоформлении ПС (Приложение 4 к Инструкции 117-И) по кредитному договору (договору займа)?
При переоформлении резидентом ПС по кредитному договору (договору займа) информация, указанная в пункте 6.2 листа 2 ПС, переносится из первоначально оформленного ПС в переоформляемый ПС без изменения. Информация, указанная в пунктах 6.3 и 6.4 листа 2 ПС, при переоформлении ПС переносится из первоначально оформленного ПС также без изменения. Однако в случае если в графики предстоящих платежей по получению (предоставлению) и/или по возврату средств, которые будут осуществляться после даты переоформления ПС, были внесены изменения, при переоформлении ПС указанные изменения должны быть учтены при заполнении пунктов 6.3 и 6.4 листа 2 ПС.
2. Какой код вида валютной операции следует указывать в справке о валютных операциях при переводе страховой компанией - резидентом страховых выплат нерезиденту при наступлении страхового случая? При переводе страховой компанией - резидентом страхового возмещения нерезиденту при наступлении страхового случая рекомендуем указывать в справке о валютных операциях код 70080 "прочие платежи резидентов в пользу нерезидентов по неторговым операциям" (Приложение 2 к Инструкции 117-И).
3. Требуется ли оформление ПС по валютной операции между резидентом и нерезидентом за бункеровку топливом судов нерезидентов в российских портах, вывозимым с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме "перемещение припасов"?
На основании пункта 3.1 Инструкции 117-И действие установленного разделом II Инструкции 117-И порядка оформления паспорта сделки распространяется, в частности, на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон 164-ФЗ) под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли, в частности, товарами. При этом в соответствии с пунктами 7 и 28 статьи 2 Федерального закона 164-ФЗ под внешней торговлей товарами, в частности, понимается экспорт товаров, то есть вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.
Вместе с тем Таможенным кодексом Российской Федерации (статья 264) установлен специальный таможенный режим - "перемещение припасов", при котором товары, предназначенные, в частности, для использования на морских (речных) судах, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Учитывая, что при бункеровке судов нерезидентов топливом в российских портах указанное топливо вывозится с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме "перемещение припасов", а не в таможенном режиме "экспорт", оформления паспорта сделки при осуществлении расчетов между резидентом и нерезидентом за бункеровку судов нерезидентов не требуется.
Вопросы по применению Инструкции Банка России от 28.04.2004 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция 113-И) 4. Необходимо ли заполнять Реестр операций с наличной валютой и чеками (Приложение 4 к Инструкции 113-И) при проведении операций с использованием платежных карт, предусмотренных пунктами 3.1.16 - 3.1.19 Инструкции 113-И, в случае если у кредитной организации отсутствует возможность достоверно установить, что счет клиента открыт в валюте Российской Федерации?
В соответствии с пунктом 3.4 Инструкции 113-И оформление операций по приему (выдаче) наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации с использованием платежных карт осуществляется в соответствии с нормативными актами Банка России, регулирующими указанные операции.
В настоящее время операции, совершаемые с использованием платежных карт, регулируются Положением Банка России от 24.12.2004 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (далее - Положение 266-П).
Пунктом 3.8 Положения 266-П установлена специальная норма, в соответствии с которой Реестр операций с наличной валютой и чеками, а также документ, подтверждающий проведение операций с наличной валютой и чеками, предусмотренный Инструкцией 113-И, не оформляются при выдаче (приеме) в пункте выдачи наличных кредитной организацией клиентам - физическим лицам (от клиентов - физических лиц) с использованием платежных карт наличных денежных средств в валюте Российской Федерации со счетов (на счета) в валюте Российской Федерации, открытых в данной кредитной организации. Вместе с тем в случае если кредитная организация не устанавливает в связи с невозможностью достоверно установить, что счет клиента кредитной организации, по которому совершается операция с использованием платежной карты, открыт в валюте Российской Федерации, в Реестр операций с наличной валютой и чеками включаются все операции, совершаемые в пункте выдачи наличных кредитной организации, предусмотренные пунктами 3.1.16 - 3.1.19 Инструкции 113-И, в том числе операции с наличной валютой Российской Федерации, осуществляемые с использованием платежных карт, а также оформляется документ, подтверждающий проведение операции с наличной валютой и чеками.
5. Может ли на стенде обменного пункта уполномоченного банка размещаться информация о том, что им проводятся (не проводятся) операции с монетами иностранных государств (группы государств)? В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в понятие "иностранная валюта" входит также монета, находящаяся в обращении и являющаяся законным средством наличного платежа соответствующего иностранного государства, а также изымаемая либо изъятая из обращения, но подлежащая обмену.
Пунктом 3.7 Инструкции 113-И установлено, что уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) самостоятельно решает вопрос о необходимости работы с монетой иностранных государств (группы государств) при осуществлении операций с наличной валютой и чеками. В соответствии с пунктом 2.1 и подпунктом 2.1.3 Инструкции 113-И обменный пункт уполномоченного банка должен быть оборудован стендом, находящимся в доступном для обозрения физическими лицами месте и содержащим информацию о перечне отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации и чеками, осуществляемых данным обменным пунктом. С учетом изложенного уполномоченный банк вправе поместить на стенде своего обменного пункта вместе с перечнем банковских операций информацию о том, что данный обменный пункт проводит (или не проводит) операции с монетами иностранных государств (группы государств).
Материал подготовлен Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля