Письмо ФТС РФ № 01-06/3230 от 2006-02-02 00:00:00

Об исполнении приказа ФТС России от 19.05.2005 N 460 "О совершенствовании работы с обращениями граждан"

Направляем для учета в работе и принятия мер по устранению недостатков краткую справку об исполнении региональными таможенными управлениями приказа ФТС России от 19.05.2005 N 460 О совершенствовании работы с обращениями граждан .

Заместитель руководителя,
генерал-полковник таможенной службы
Ю.Ф.Азаров

КРАТКАЯ СПРАВКА

об исполнении региональными таможенными управлениями

приказа ФТС России от 19.05.2005 N 460 О совершенствовании работы с обращениями граждан

Правовым управлением ФТС России проведен анализ деятельности региональных таможенных управлений по исполнению приказа ФТС России от 19.05.2005 N 460 О совершенствовании работы с обращениями граждан .
В соответствии с пунктом 5 вышеуказанного приказа ФТС России начальникам региональных таможенных управлений было поручено ввести в практику работы:
рассмотрение жалоб в сфере таможенного дела по наиболее важным и сложным вопросам, а также жалоб на повторяющиеся нарушения с выездом в таможенные органы, решения, действия (бездействия) которых обжалуются;
проведение служебных расследований по фактам несвоевременного или формального рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела и при привлечении к административной ответственности, принятие мер административного и дисциплинарного воздействия в случае их выявления;
проведение заседаний коллегий, совещаний по вопросам повышения эффективности работы с жалобами в сфере таможенного дела и при привлечении к административной ответственности.
1. В 2005 году в целях рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела по наиболее важным и сложным вопросам, а также жалоб на повторяющиеся нарушения региональные таможенные управления начали вводить в практику рассмотрение таких жалоб с выездом в таможенные органы, решения, действия (бездействие) которых обжалуются.
Всего за 2005 год региональными таможенным управлениями было рассмотрено 11 жалоб граждан с выездом в таможенные органы (Уральским таможенным управлением - 4 жалобы, Дальневосточным таможенным управлением - 3 жалобы, Центральным таможенным управлением - 2 жалобы, Приволжским таможенным управлением - 1 жалоба и Северо-Западным таможенным управлением - 1 жалоба).
Данная практика является положительной и непосредственно влияет на совершенствование рассмотрения письменных и устных обращений граждан, соблюдения их прав и законных интересов таможенными органами.
Однако практика рассмотрения жалоб с выездом в таможенные органы, решения, действия (бездействие) которых были обжалованы, введена еще не во всех региональных таможенных управлениях. В Сибирском и Южном таможенных управлениях в 2005 году не было рассмотрено ни одной жалобы с выездом в таможенные органы. Данное положение дел не может качественно сказаться на совершенствовании рассмотрения жалоб граждан на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела.
Кроме того, как следует из преамбулы приказа ФТС России от 19.05.2005 N 460 О совершенствовании работы с обращениями граждан , работа по совершенствованию рассмотрения письменных и устных рассмотрений должна проводиться не только в отношении обращений граждан, но и в отношении организаций. Вместе с тем из представленных региональными таможенными управлениями отчетов не следует, что выездные рассмотрения жалоб осуществлялись также и по жалобам юридических лиц.
2. В целях исключения из практики несвоевременного или формального рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела и при привлечении к административной ответственности региональные таможенные управления при выявлении таких фактов проводят служебные расследования, по результатам которых принимаются меры административного и дисциплинарного воздействия.
Дальневосточным таможенным управлением в ходе осуществления ведомственного контроля за полнотой, всесторонностью и объективностью принимаемых таможнями региона решений по жалобам на решения, действия (бездействие) таможенных постов и должностных лиц таможен было выявлено 2 факта несвоевременного рассмотрения жалоб, по одному из которых проведена служебная проверка, по другому - таможне указано на необходимость исключить в дальнейшей работе аналогичные нарушения. Также выявлено 5 случаев формального рассмотрения жалоб, по одному из которых проведена служебная проверка, три решения по жалобам были признаны ДВТУ неправомерными и отменены.
Уральским таможенным управлением проведено 7 служебных проверок, по результатам которых 8 должностных лиц таможен привлечены к дисциплинарной ответственности.
Центральным таможенным управлением по факту несвоевременного рассмотрения жалобы на требования Воронежской таможни об уплате таможенных платежей проведена одна служебная проверка, по результатам которой виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем следует отметить, что деятельность региональных управлений в этом направлении еще недостаточно налажена и требует более активного подхода со стороны Сибирского, Приволжского, Северо-Западного и Южного таможенных управлений.
3. В целях повышения эффективности работы с жалобами в сфере таможенного дела и при привлечении к административной ответственности региональными таможенными управлениями был осуществлен ряд мероприятий, направленных на совершенствование работы в этой области.
Приволжским таможенным управлением 17.11.2005 была проведена коллегия, одним из вопросов которой было обсуждение практики по спорам в сфере таможенных правоотношений. Также 29.06.2005 в Приволжском таможенном управлении было проведено оперативное совещание в расширенном составе, на котором обсуждалось состояние дел по соблюдению законности при производстве по делам об административных правонарушениях и их рассмотрении.
Дальневосточным таможенным управлением проведено 13 совещаний, из них 4 - с привлечением должностных лиц таможен, 5 - совместно с функциональными подразделениями ДВТУ, 4 - в присутствии начальника ДВТУ, его заместителей и начальников служб.
Оперативные совещания по вопросам совершенствования и повышения эффективности работы с жалобами граждан и организаций были проведены в Центральном (17.11.2005), Сибирском (19.07.2005), Уральском (04.07.2005) и Северо-Западном (23.08.2005) таможенных управлениях.
Анализ протоколов оперативных совещаний в целом показал, что региональными таможенными управлениями принят к исполнению подпункт 2.2 протокола N 5 совещания у руководителя Федеральной таможенной службы, состоявшегося 14.02.2005, согласно которому региональные таможенные управления в целях повышения эффективности контроля соблюдения законодательства при рассмотрении жалоб и протестов прокуроров на решения, действия (бездействия) в сфере таможенного дела должны исключить практику рассмотрения жалоб функциональными подразделениями.
Вместе с тем Северо-Западным таможенным управлением согласно подпункту 1.1 протокола оперативного совещания у начальника управления от 23.08.2005 N 12/2005 принято решение об исключении из практики работы таможен подготовку проектов ответов начальников таможен по жалобам на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела без участия правовых подразделений таможен, что не соответствует вышеуказанному решению ФТС России.
Следует признать неудовлетворительной деятельность Южного таможенного управления по совершенствованию работы с обращениями и жалобами граждан и организаций. В 2005 году Южным таможенным управлением не было проведено ни одного совещания по вопросам повышения эффективности работы с жалобами в сфере таможенного дела, что свидетельствует о формальном отношении руководства Управления к вопросу совершенствования и повышения эффективности работы с обращениями и жалобами граждан и организаций.

Заместитель начальника Правового управления,
генерал-майор таможенной службы
А.В.Константинов