Федеральный закон № Проект от 2009-09-01 00:00:00

О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования порядка принятия таможенными органами предварительных решений о классификации товаров)

Статья 1.

Внести в Таможенный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066; 2004, N 27, ст. 2711; 2008, N 26, ст. 3022) следующие изменения:
1) пункт 3 статьи 40 изложить в следующей редакции:
«В случае выявления неверной классификации товаров, таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение о классификации товаров по форме, определенной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.»;
2) дополнить пункт 5 статьи 40 абзацем вторым следующего содержания:
«Сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, указываемые в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными и иными организациями, не используются в таможенных целях.»;
3) в абзаце первом пункта 1 статьи 42 исключить слова «, составленный в письменной форме»;
4) во втором предложении второго абзаца пункта 1 статьи 42 слово «должны» заменить словом «могут»;
5) во втором предложении статьи 43 слово «пяти» заменить словом «трех»;
6) статью 43 дополнить абзацем следующего содержания:
,«Заявитель, получив предварительное решение, обязан предъявить его в таможенный орган при декларировании товара.»;
7) в первом предложении пункта 2 статьи 44 после слов «подложных документов» дополнить словами «или документов, содержащих недостоверную информацию»;
8) в абзаце втором пункта 4 статьи 44 исключить слова «принятие Всемирной таможенной организацией классификационных решений, обязательных для применения в Российской Федерации»;
9) в абзаце четвертом пункта 4 статьи 44 слова «трех дней» заменить словами «тридцати дней».

Статья 2.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации Д.А.Медведев

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования порядка принятия таможенными органами предварительных решений о классификации товаров)" Проект федерального закона «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования порядка принятия таможенными органами предварительных решений о классификации товаров) (далее – законопроект) подготовлен в целях совершенствования положений Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК России), касающихся классификации товаров.

Правовую основу деятельности таможенных органов по классификации товаров, принятию, изменению, отзыву и прекращению действия предварительных решений составляют статьи 40 – 44 ТК России.

1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009г. N 196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» определены коррупционные факторы. Одним из таких факторов является реализация полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, который выражается в определении компетенции по формуле «вправе» - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
Законопроектом предлагается исключить определение компетенции таможенных органов по формуле «вправе» и таким образом избежать субъективного подхода в случае выявления неверной классификации товаров. Редакция данной статьи изменена с учетом редакции аналогичной статьи, включенной в проект Таможенного кодекса таможенного союза («В случае выявления неверной классификации товаров, таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение о классификации товаров по форме, определенной законодательством государств-участников таможенного союза.»)
2. В настоящее время в практике имеются случаи, когда в заключениях торгово-промышленных палат, экспертных и иных организаций кроме физических и химических свойств, количественного и качественного состава товара, позволяющих однозначно классифицировать товар в соответствии с ТН ВЭД, указываются и классификационные коды этих товаров, при этом зачастую неправильно. Это приводит к разнообразному толкованию ТН ВЭД и к возникновению конфликтных ситуаций, включая судебные разбирательства между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности по вопросам правильности классификации при таможенном оформлении.
Согласно положениям статьи 40 ТК России и пункту 5.3.5 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 N 459, принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России относится к компетенции Федеральной таможенной службы.
В связи с этим законопроектом предлагается в пункт 5 статьи 40 ТК России внести дополнения относительно неиспользования в таможенных целях документов, содержащих информацию о классификационном коде товаров, выдаваемых экспертными и иными организациями.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 42 ТК России лицо, заинтересованное в принятии предварительного решения, направляет в соответствующий таможенный орган запрос о принятии предварительного решения, составленный в письменной форме.
Внесение изменений в данный пункт необходимо для реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 июня 2009 г. N 872-р «О перечне государственных услуг и (или) функций, осуществляемых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (в том числе в электронном виде)» и позволит заинтересованным лицам направлять запрос о принятии предварительного решения как в письменной форме, так и в электронном виде.
4. В соответствии с пунктом 1 статьи 42 ТК России запрос о принятии предварительного решения должен содержать все сведения, необходимые для принятия предварительного решения. К запросу должны прилагаться пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие, технические и иные документы.
Практика работы Федеральной таможенной службы показывает, что для принятия предварительного решения не во всех случаях требуется предоставление проб и образцов, а достаточно подробного описания товара, его фотографий, чертежа, то есть необходимость в рассмотрении образца товара отсутствует.
Большое количество запросов приходится на классификацию технологических линий, крупногабаритного оборудования, транспортных средств, товаров химической промышленности. Предоставление и хранение проб и образцов таких товаров нецелесообразно и часто невозможно.
Кроме того, требование об обязательном представлении во всех случаях проб и образцов не позволит реализовать распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 июня 2009 г. N 872-р «О перечне государственных услуг и (или) функций, осуществляемых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (в том числе в электронном виде)», так как в соответствии с п.10 данного перечня необходимо реализовать возможность подачи через сеть «Интернет» заявления с приложением электронных документов. Направление проб и образцов в электронном виде не представляется возможным.
Законопроектом предлагается установить возможность, а не обязанность представления вышеперечисленных проб и образцов товаров. Это позволит не отказывать заявителю в рассмотрении запроса о принятии предварительного решения по формальным признакам.
5. В республиках Беларусь и Казахстан предварительное решение действует в течение трех лет со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано либо его действие не прекращено. Практика показывает, что большое количество предварительных решений отзывается до истечения пятилетнего срока их действия в связи с внесением текущих изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в части ТН ВЭД в соответствии с отдельными постановлениями Правительства Российской Федерации или при утверждении новой редакции ТН ВЭД.
Предлагаемое законопроектом изменение срока действия предварительного решения позволит осуществить единообразный подход при принятии предварительных решений в рамках Таможенного союза и не приведет к ущемлению интересов заинтересованных лиц, так как Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, утвержденным приказом ФТС России от 1 августа 2008 г. N 951, предусмотрена возможность обеспечения непрерывности действия предварительного решения, срок действия которого истекает.
6. Законодательно норма обязательного предъявления декларантом предварительного решения при таможенном оформлении товаров и (или) транспортных средств не закреплена. Практика свидетельствует, что участник внешнеэкономической деятельности, получив предварительное решение, которое по каким-либо причинам его не устраивает, не предъявляет его при декларировании товара (например, если до получения решения лицо заявляло при декларировании код товара, на который установлена ставка пошлины меньшая, чем по коду, присвоенному в предварительном решении).
В связи с изложенным законопроектом предлагается законодательно закрепить обязанность предъявления в таможенный орган декларантом предварительного решения при декларировании товара.
7. В соответствии с пунктом 2 статьи 44 ТК России решение о прекращении действия предварительного решения принимается, если такое предварительное решение принято на основе подложных документов, представленных заявителем. Однако заявителями могут быть представлены для принятия предварительного решения не только подложные документы, но и документы, содержащие недостоверную информацию о товаре, например, о физических и химических свойствах, количественном и качественном составе товара и иные сведения, на основании которых возможно классифицировать товар в позиции ТН ВЭД, в отношении которой установлены более низкие ставки пошлины, а также налоговые льготы (НДС, акциз). В случае выявления данного факта отсутствуют основания для принятия решения о прекращении действия предварительного решения.
Таким образом, законопроектом предлагается внесение дополнения в пункт 2 статьи 44 ТК России для обеспечения возможности принятия решения о прекращении действия предварительного решения в случае установления факта представления документов, содержащих недостоверную информацию.
8. В соответствии со статьей 3 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее - ГС) обязательства Договаривающихся Сторон Конвенции о ГС в части, касающейся таможенно-тарифной и статистической номенклатур, определены, как следующие:

- использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений;
- применять Основные правила интерпретации Гармонизированной системы, а также все примечания к разделам, группам и субпозициям и не изменять содержания разделов, групп, товарных позиций или субпозиций Гармонизированной системы;
- соблюдать порядок кодирования, принятый в Гармонизированной системе.

Таким образом, Договаривающиеся Стороны не имеют юридических обязательств по применению таких инструментов ГС, как рекомендации по интерпретации ГС, включая Пояснения, Классификационные решения, мнения, советы, кроме Конвенции о ГС. В статье 7 Конвенции о ГС, Пояснения и Классификационные решения рассматриваются как «рекомендации, необходимые для интерпретации Гармонизированной системы».

Из вышезложенного следует, что классификационные решения Всемирной таможенной организации не являются обязательными для применения таможенной службой Российской Федерации, а имеют рекомендательный характер, в связи с чем не могут служить безусловным основанием для отзыва предварительного решения.

9. В соответствии с абзацем 4 пункта 4 статьи 44 ТК России решение об отзыве предварительного решения должно быть принято не позднее трех дней. Законопроектом предлагается изменить данный срок в сторону увеличения по следующим основаниям.

Процедура отзыва предварительных решений является многоступенчатой и состоит из анализа электронной базы действующих предварительных решений, подготовки и направления писем по каждому отзываемому предварительному решению в таможенные органы и заявителям, а также внесения изменений в электронную базу предварительных решений. Данную процедуру требуется осуществлять с предварительными решениями по каждому коду ТН ВЭД России в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, вносящими изменения в Таможенный тариф Российской Федерации в части ТН ВЭД России. Принять решение об отзыве предварительных решений не позднее трех дней возможно при внесении текущих изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в части ТН ВЭД России в соответствии с отдельными постановлениями Правительства Российской Федерации. В случае издания новой редакции ТН ВЭД России принять решение об отзыве предварительных решений не позднее трех дней практически невозможно. В качестве примера можно привести постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 718, утвердившее действующую редакцию ТН ВЭД России. В связи с указанным постановлением Правительства Российской Федерации Федеральной таможенной службой было отозвано более 3500 предварительных решений.