Письмо ФТС РФ № 27-40/5652 от 2004-11-03 00:00:00

О состоянии работы по контролю соблюдения законодательства в таможенных органах за девять месяцев 2004 года

В соответствии с резолюцией заместителя руководителя ФТС России Ю.Ф. Азарова направляем для учета и использования в работе аналитическую справку о результатах деятельности таможенных органов по вопросам контроля соблюдения законодательства при рассмотрении жалоб и протестов прокуроров на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, в том числе при привлечении лиц к административной ответственности за девять месяцев 2004 года.

Заместитель начальника
Правового управления
генерал-майор таможенной
службы
А.В. Константинов

Анализ состояния работы таможенных органов по контролю за соблюдением законности за девять месяцев 2004 года.

1. Рассмотрение жалоб лиц и протестов прокуроров на постановления таможенных органов по делам об административных правонарушениях.
Отделом контроля соблюдения законодательства при рассмотрении дел о нарушении таможенных правил Правового управления и подразделениями контроля за соблюдением законности на местах осуществляется контроль за соблюдением законности при привлечении лиц к административной ответственности посредством рассмотрения жалоб и протестов прокуроров на постановления таможенных органов по делам об административных правонарушениях и решения, принимаемые в ходе производства по делам об административных правонарушениях.
За девять месяцев 2004 года таможенными органами было вынесено 53086 постановлений по делам об административных правонарушениях, 1671 постановление было обжаловано (опротестовано) в вышестоящие таможенные органы и 3291 постановление - в судебные органы.
ФТС России и таможенными органами за указанный период пересмотрено по существу 1394 постановления по делам об административных правонарушениях в связи с жалобами лиц и протестами прокуроров, 229 решений вынесено об отказе в принятии жалоб к рассмотрению и в рассмотрении протестов прокуроров по существу. По сравнению с аналогичным периодом 2003 года указанные показатели незначительно снизились (в 2003 году они составили соответственно 1496 и 357 решений).
Анализ пересмотренных постановлений по делам об административных правонарушениях показывает, что по-прежнему остается высоким количество постановлений по делам об административных правонарушениях, измененных или отмененных в связи с нарушениями требований действующего законодательства. Так, за три квартала 2004 года было изменено или отменено 68% обжалованных (опротестованных) постановлений по делам об административных правонарушениях, за аналогичный период 2003 года - бб % постановлений. При этом в текущем году ФТС России было оставлено без изменения только 5% постановлений таможенных органов по делам об административных правонарушениях, иными таможенными органами - 33% постановлений подчиненных таможенных органов.
В 2004 году в целом по системе таможенных органов по-прежнему остается высоким количество решений об отмене постановлений и прекращении производства по делам, таких решений было принято 473. При этом указанное количество составляет 34% от общего числа пересмотренных по существу постановлений (по сравнению с 2003 годом указанный показатель не изменился). В 286 случаях основанием для принятия таких решений послужило наличие обстоятельств, исключающих производство по делам, что составило 21% от общего количества постановлений, пересмотренных по существу, при этом 244 решения (52% решений об отмене постановления и прекращении производства по делу) принято в связи с отсутствием состава или события правонарушения.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что таможенными органами необоснованно возбуждаются дела об административных правонарушениях, в ходе административного расследования допускаются неполнота производства, неправильная квалификация правонарушений, нарушения прав лиц, привлекаемых к ответственности. Данные факты говорят о недостаточной квалификации должностных лиц, возбуждающих дела об административных правонарушениях, в том числе, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, а также ведущих расследование по делам об административных правонарушениях, об отсутствии надлежащей организации работы, в частности, контроля, со стороны руководителей отделов административных расследований и руководства таможенных органов.
Следует отметить, что в текущем году по сравнению с 2003 годом значительно увеличилось количество постановлений, бывших предметом рассмотрения арбитражных судов. Если в 2003 году указанный показатель составил 1949 постановлений, то в 2004 году - 2774 постановления. При этом в регионе деятельности Приволжского таможенного управления увеличение количества постановлений таможенных органов, которые ранее не обжаловались в вышестоящий таможенный орган, произошло в 2,5 раза.
В рассматриваемый период в целом по системе увеличилось на 4% количество удовлетворенных жалоб и протестов прокуроров на решения, принимаемые должностными лицами таможенных органов в ходе производства по делу об административном правонарушении, и составило 29% рассмотренных по существу. При этом необходимо отметить, что если за девять месяцев 2003 года ГТК России было рассмотрено по существу 8 жалоб на решения, принимаемые в ходе производства по делу об административном правонарушении, то в 2004 году указанный показатель составил 78 жалоб. В основном лицами обжалуются решения должностных лиц таможенных органов о возбуждении дела об административном правонарушении, применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
2. Рассмотрение жалоб лиц и протестов прокуроров на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела.
Отделом рассмотрения жалоб на решение, действие или бездействие таможенных органов и подразделениями контроля за соблюдением законности на местах осуществляется контроль за соблюдением законности в таможенном деле посредством рассмотрения жалоб и протестов прокуроров на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, а также посредством осуществления ведомственного контроля.
За девять месяцев 2004 года таможенными органами принято 1426 решений по жалобам и протестам прокуроров на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, из которых ФТС России - 116 решений, иными таможенными органами - 1310 решений.
В среднем по системе таможенных органов из всех рассмотренных по существу жалоб лиц удовлетворено 377 (26%). Вместе с тем показатели рассмотрения жалоб таможенными органами различного уровня существенно отличаются. Так, ФТС России в 56% случаев подтверждаются доводы, изложенные в жалобах, и удовлетворяются требования заявителей (по сравнению с 2003 годом данный показатель увеличился на 12%), в то время как региональными таможенными управлениями жалобы удовлетворяются только в 30% случаев, таможнями - в 16% случаев, таможенными постами - в 4% случаев.
Проводимые силами Отдела проверки таможенных органов и анализ количества удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб, в том числе, в сравнении с показателями аналогичной деятельности судов, свидетельствуют, что рассмотрение жалоб на местах проходит не в полной мере объективно, а принимаемые решения по жалобам не всегда законны: из 155 жалоб, поданных на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, которые уже были предметом рассмотрения вышестоящих таможенных органов, 103 жалобы (66%) удовлетворены судами общей юрисдикции и арбитражными судами (судами общей юрисдикции удовлетворено 80% жалоб, а арбитражными судами - 60%).
Это обусловлено прежде всего тем, что в организации работы с обращениями граждан и организации отсутствует тесное взаимодействие между подразделениями контроля за соблюдением законности и иными функциональными подразделениями, что зачастую приводит к выполнению последними несвойственных им функции (до сих пор 22% жалоб и протестов прокуроров на решения, действия или бездействие в сфере таможенного дела рассматриваются иными структурными подразделения таможенных органов). Более того, исследование материалов и подготовка решений по жалобам и протестам иными структурными подразделениями в большинстве случаев не является объективным, полным и всесторонним рассмотрением доводов заявителей, что нарушает конституционные права лиц.
В текущем году как и в 2003 наибольшее количество споров между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности возникает по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей. Количество таких жалоб от числа рассмотренных ФТС России и региональными таможенными управлениями по существу составляет 48%. В основном обжалуются решения, действия (бездействие) таможенных органов, принятые или совершенные при определении таможенной стоимости товаров и кода товаров по ТН ВЭД. Необходимо отметить, что если региональными таможенными управлениями удовлетворяется 33% жалоб на решения, действия (бездействие) по вопросам определения таможенной стоимости товаров и 27% жалоб на решения, действия (бездействие) при определении кода товаров по ТН ВЭД, то ФТС России незаконными признаются соответственно 82% и 33% решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.