Отчет Счетной палаты РФ № от 2005-12-28 00:00:00

О результатах проверки исполнения Федерального закона О федеральном бюджете на 2004 год по доходам в разрезе классификации доходов бюджетов Российской Федерации в ФТС России

Из решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 9 сентября 2005 года 31 (448) "О результатах проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" по доходам в разрезе классификации доходов бюджетов Российской Федерации в Федеральной таможенной службе":
Утвердить отчет о результатах проверки.
Направить представление Счетной палаты руководителю Федеральной таможенной службы.

ОТЧЕТ о результатах проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" по доходам в разрезе классификации доходов бюджетов Российской Федерации в ФТС России

Основание для проведения проверки: план работы Счетной палаты Российской Федерации на 2005 год (пункт 1.3.1.1.1).

Цель проверки

Проверить соблюдение норм бюджетного, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации по вопросам формирования и перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет в 2004 году;
проверить правильность организации учета таможенных платежей и достоверность отчетных данных о поступлении этих платежей в федеральный бюджет в 2004 году;
определить полноту и своевременность перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет в 2004 году.

Предмет проверки
Нормативные акты, распорядительные и методологические документы, применяемые ФТС России в процессе исполнения федерального бюджета на 2004 год; платежные документы, подтверждающие проведение операций на счетах по учету таможенных и иных платежей участников внешнеэкономической деятельности и поступление доходов от этих платежей; отчетность о перечислении в федеральный бюджет налогов и других обязательных платежей, о задолженности по уплате таможенных платежей, об отсроченных платежах и налоговых льготах, предоставленных участникам внешнеэкономической деятельности.

Объекты проверки

Подразделения ФТС России.

Срок проведения проверки: с 9 марта по 30 июня 2005 года.

По результатам проверки составлен акт от 30 июня 2005 года. Акт подписан руководителем ФТС России А.Е. Жериховым с замечаниями. Заключение по замечаниям прилагается (приложения в Бюллетене не публикуются).

В ходе проверки было установлено следующее.

1. Организация сбора налогов и других обязательных платежей участников внешнеэкономической деятельности и контроля за полнотой и правильностью их перечисления в федеральный бюджет

1.1. За 2004 год в федеральный бюджет поступило 1219,5 млрд. рублей налогов и сборов, администрируемых ФТС России, что на 61,0% больше, чем в 2003 году. В общей сумме налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета таможенные платежи в 2004 году составили 41,5%, что на 4,1 процентного пункта больше, чем в предыдущем году.
Значительный рост поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет обусловлен, прежде всего, ростом внешнеторгового оборота на 34,7% и физических объемов экспортируемой в страны дальнего зарубежья нефти на 16,5%, увеличением экспортной выручки от продажи нефти на 48,6% и ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть - с 31,2 долларов США до 101,0 долларов США за 1000 кг, то есть более чем в 3 раза.
Бюджетное назначение, установленное Федеральным законом от 23 декабря 2003 года 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (с учетом изменений и дополнений) по налогам и сборам, администрируемым ФТС России, выполнено на 102,6%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - на 102,5%, акцизам - на 136,9%, ввозным таможенным пошлинам - на 100,7%, вывозным таможенным пошлинам - на 102,7% и таможенным сборам - на 110,0%. При этом следует иметь в виду, что Федеральным законом от 10 ноября 2004 года 136-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год" первоначально учтенные в доходах федерального бюджета на 2004 год поступления таможенных платежей были увеличены на 335,4 млн. рублей, или на 39,3 процента.
1.2. В 2004 году учет таможенных платежей производился на 35 лицевых счетах балансового счета 40314 "Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности", открытых Федеральному казначейству для региональных таможенных управлений и таможен непосредственного подчинения ФТС России. Кроме того, в нарушение статьи 243 Бюджетного кодекса Российской Федерации, запрещающей в процессе исполнения федерального бюджета осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства, по данным Банка России, в 2004 году действовали 152 лицевых счета, открытых таможенным органам на балансовом счете 40314 "Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности" в учреждениях Банка России (80 счетов) и в других кредитных организациях и их филиалах, включая Сбербанк России (72 счета).
1.3. В 2004 году не был решен должным образом вопрос об инкассации денежных средств из касс таможенных органов.
По данным ФТС России, в 2004 году отделениями Российского объединения инкассации осуществлена инкассация наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в размере 3753,5 млн. рублей, что составляет только треть от общей суммы денежных средств, поступивших в кассы таможенных органов. Две трети денежных средств инкассировалось различными кредитными организациями. При этом инкассированные денежные средства учитывались на счетах таможен, что является нарушением указанной нормы статьи 243 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Инкассация наличных денежных средств в иностранных валютах из касс таможенных органов в 2004 году производилась различными кредитными организациями по разрешениям ФТС России по обращениям таможенных органов. Затем валюта сдавалась Первому операционному управлению при Центральном банке Российской Федерации для зачисления на счета Федерального казначейства. Указаниями Банка России от 28 марта 2003 года 1264-У установлен порядок приема наличной иностранной валюты от таможенных органов Первым операционным управлением при Центральном банке Российской Федерации.
1.4. Положением о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, утвержденным приказом ГТК России от 18 мая 1994 года 206, предусмотрено, что в случае неуплаты таможенных платежей международными перевозчиками погашение задолженности по таким платежам осуществляется Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков.
Однако при перечислении денежных средств в счет погашения задолженности перевозчиков грузов по уплате таможенных платежей Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков в платежных документах не указываются виды налогов, по которым образовалась задолженность, а в ряде случаев и наименование перевозчика, за которого произведены указанные платежи. На выяснение этой информации у ФТС России уходит 10-11 месяцев, а в отдельных случаях и более длительное время. Так, идентификация по видам налогов 3,5 млн. долларов США, поступивших в конце декабря 2002 года на счет по учету таможенных платежей ГТК России от Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, была произведена таможенными органами почти через 2 года после поступления этих средств на счет по учету таможенных платежей. Только в марте 2004 года ФТС России были приняты меры по идентификации платежей, поступивших от Ассоциации международных автомобильных перевозчиков на счет ГТК России в июне 2002 года, мае, октябре-декабре 2003 года на общую сумму 5,5 млн. долларов США.
В результате указанных недостатков в оформлении документов Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков, длительной идентификации произведенных Ассоциацией платежей происходили задержки в поступлении платежей в федеральный бюджет.
1.5. Статьей 349 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных платежей, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных платежей, по день исполнения обязанности по их уплате. В нарушение указанной нормы Кодекса пени начислялись таможенными органами не за каждый день просрочки платежей, начиная со дня ее возникновения, а по мере оформления документов, предусмотренных для этих случаев налоговым и таможенным законодательством: требования об уплате таможенных платежей, инкассового поручения, решения таможенного органа о взыскании сумм задолженности за счет имущества должника, судебного решения и исполнительных документов.
В результате в отчетности о задолженности по уплате таможенных платежей и базе данных ФТС России, учитывающей задолженность участников внешнеэкономической деятельности, сумма пени была занижена в несколько раз. Так, например, по ООО "Рэйдмикс" сумма задолженности по уплате пеней по состоянию на 1 января 2005 года составила 47,9 млн. рублей, из них было доначислено 45,3 млн. рублей. Из 64,5 млн. рублей задолженности по пеням ООО "Бентинон" было доначислено 39,6 млн. рублей, из 107,1 млн. рублей по МАRK-2 доначислено 78,4 млн. рублей.
Кроме того, данное положение дел привело к тому, что сумма пени, начисленная на момент выставления инкассового поручения, была погашена участниками внешнеэкономической деятельности по прошествии длительного периода времени с момента выставления инкассового поручения в том же размере. Так, например, Щелковской таможней с ОАО "Самарский губернский торговый дом" не было взыскано 1,5 млн. рублей пени, которые должны быть начислены с момента вынесения решения о бесспорном взыскании таможенных платежей до момента погашения задолженности. По фактам нарушения таможенными органами порядка начисления пеней при неуплате таможенных платежей в установленный срок, выявленным в ходе настоящей проверки, ФТС России 11 апреля 2005 года направила таможенным органам указание о перерасчете сумм пеней в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и включении новых сведений в таможенную отчетность. Сумма пеней, доначисленных таможенными органами в период проверки, составила 1530,2 млн. рублей.

2. Постановка учета налогов и других обязательных платежей участников внешнеэкономической деятельности в валюте Российской Федерации и иностранных валютах

Как и в предыдущие годы, в 2004 году имело место несвоевременное перечисление ФТС России платежей участников внешнеэкономической деятельности в федеральный бюджет.
Несвоевременно перечислялись в федеральный бюджет таможенные платежи крупных плательщиков, вносящих на счета таможенных органов авансы в счет платежей, предстоящих по мере осуществления внешнеэкономических операций. Эти платежи перечислялись ФТС России в федеральный бюджет не по мере осуществления плательщиками внешнеэкономических операций, а только после того, как на всю сумму авансовых платежей оформлялись грузовые таможенные декларации.
Длительное время занимает в ФТС России идентификация по видам платежей денежных средств, уплаченных Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков в счет погашения задолженности по таможенным платежам.
С задержкой перечислялись в федеральный бюджет платежи, по которым реестры платежных поручений на перечисление средств в доход федерального бюджета были получены ФТС России от региональных таможенных органов в конце декабря 2004 года.
В результате в 2004 году в федеральный бюджет не поступили следующие средства: - таможенные платежи в сумме 1869,8 млн. рублей, уплата которых в 2004 году крупными плательщиками в валюте Российской Федерации за счет ранее уплаченных и полностью израсходованных авансов подтверждена грузовыми таможенными декларациями по проведенным внешнеэкономическим операциям;
- денежные средства в долларах США в сумме, эквивалентной 4844,1 млн. рублей, уплата которых в 2004 году крупными плательщиками за счет ранее уплаченных и полностью израсходованных авансов подтверждена грузовыми таможенными декларациями по проведенным внешнеэкономическим операциям, а также в виде идентифицированных платежей, уплаченных Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков в счет погашения задолженности перевозчиков грузов;
- таможенных платежей крупных плательщиков за 2001-2003 годы в сумме 12736,9 млн. рублей;
- таможенные платежи в сумме 6070,4 млн. рублей, по которым реестры платежных поручений на перечисление в доход федерального бюджета были получены ФТС России от региональных таможенных органов 27-28 декабря 2004 года. Эти средства были перечислены в доход федерального бюджета только 11-12 января 2005 года;
- иностранная валюта (в долларах США и евро) в сумме, эквивалентной 80,1 млн. рублей. Эти средства перечислены в доход федерального бюджета также только 11 января 2005 года вместо 27-28 декабря 2004 года. При этом курс валют с даты, когда средства должны были перечислены в бюджет, до даты их фактического перечисления изменился, вследствие чего рублевый эквивалент платежей снизился на 33,4 тыс. рублей (сумма платежей в евро в рублевом эквиваленте выросла на 32,1 тыс. рублей, рублевый эквивалент долларовых платежей снизился на 65,5 тыс. рублей).
Таким образом, всего в доход федерального бюджета в 2004 году не было перечислено таможенных платежей на сумму 25601,3 млн. рублей, подлежащих уплате в бюджет. В то же время в доход федерального бюджета в 2004 году были включены таможенные платежи 2003 года в сумме 5762,0 млн. рублей, по которым реестры платежных поручений от региональных таможенных органов получены ФТС России 23-26 декабря 2003 года.
Всего доходы федерального бюджета на 2004 год по доходам, администрируемым ФТС России, были занижены на 19839,3 млн. рублей.
В целях своевременного перечисления таможенных платежей в доход федерального бюджета Счетная палата Российской Федерации по результатам аналогичной проверки в 2004 году предлагала ФТС России разработать порядок, регламентирующий движение таможенных платежей с момента их начисления по грузовым таможенным декларациям до момента перечисления в доход федерального бюджета. Такой порядок ФТС России в 2004 году разработан не был.

3. Достоверность отчетности о поступлении налогов и других обязательных платежей участников внешнеэкономической деятельности в федеральный бюджет

3.1. ФТС России ежемесячно направляла в 2004 году в Минфин России отчет о поступлении налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет, контролируемых ФТС России, и производила сверку данных о поступлении таможенных платежей в доход федерального бюджета с Минфином России.
Вместе с тем имело место превышение данных отчета Минфина России об исполнении федерального бюджета по доходам, расходам и источникам внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета за 2004 год над данными отчета ФТС России о поступлении налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет, контролируемых ФТС России, за 2004 год. По налогу на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, сумма расхождения отчетных данных составила 2,3 млн. рублей, по акцизам по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - 61,1 тыс. рублей.
Как установлено при проверке, расхождения произошли из-за того, что отдельными налогоплательщиками платежи уплачивались в федеральный бюджет, минуя счета региональных таможенных органов, производящих оформление грузовых таможенных деклараций, являющихся основанием для начисления таможенных платежей. В результате Управлением Федерального казначейства по Республике Алтай было зачислено в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, на сумму 2,3 млн. рублей, управлениями Федерального казначейства по Пермской и Читинской областям - акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, на суммы, соответственно, 28,1 тыс. рублей и 33,0 тыс. рублей.
3.2. В результате указанных в разделе 2 настоящего отчета недостатков в учете таможенных платежей в отчете ФТС России о поступлении налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет, контролируемых ФТС России, за 2004 год не были учтены следующие таможенные платежи:
- платежи крупных плательщиков, на которые таможенными органами были оформлены грузовые таможенные декларации и реестры об израсходовании денежных средств, в сумме 19450,8 млн. рублей;
- платежи, информация об уплате которых получена ФТС России от региональных таможенных органов 27-28 декабря 2004 года, в сумме 6150,5 млн. рублей, в том числе налог на добавленную стоимость - 2365,5 млн. рублей, акцизы - 56,0 млн. рублей, ввозные таможенные пошлины - 3473,3 млн. рублей, таможенные сборы - 254,5 млн. рублей, средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства, - 1,2 млн. рублей.
В то же время в отчет о поступлении налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет, контролируемых ФТС России, за 2004 год были неправомерно включены таможенные платежи 2003 года в сумме 5762,0 млн. рублей, в том числе налог на добавленную стоимость - 3228,2 млн. рублей, акцизы - 6,2 млн. рублей, ввозные таможенные пошлины - 2527,6 млн. рублей.
Доходы от таможенных сборов в указанном отчете ФТС России были показаны в сумме 31449,5 млн. рублей. Однако по этому виду доходов ошибочно отражены платежи, не являющиеся по классификации доходов бюджетов Российской Федерации таможенными сборами, в общей сумме 16978,6 млн. рублей, в том числе сборы за выдачу и возобновление действия лицензий и аттестатов - 1,3 млн. рублей, проценты за пользование отсрочками (рассрочками) по уплате таможенных платежей - 63,6 млн. рублей, пени и иные платежи - 416,2 млн. рублей, штрафы за нарушение таможенных правил - 578,6 млн. рублей, таможенные пошлины и налоги, уплаченные физическими лицами в виде совокупного таможенного платежа, - 15918,9 млн. рублей.
Соответственно, в отчете занижены данные о поступлениях доходов по коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации 1020431 "Прочие лицензионные и регистрационные сборы" на 1,3 млн. рублей, по коду 2070341 "Прочие административные штрафы и иные санкции" - на 578,6 млн. рублей, а также по таможенным платежам, по которым предоставлялись отсрочки и начислялись проценты за пользование ими и пени за несвоевременную их уплату, - на 479,8 млн. рублей.
Таможенные пошлины и налоги в сумме 15918,9 млн. рублей, уплаченные физическими лицами в виде совокупного таможенного платежа и ошибочно отраженные в отчете по статье 2080400 "Таможенные сборы", следовало отразить в налоговых доходах.

4. Организация работы по предоставлению отсрочек, рассрочек по уплате таможенных платежей. Соблюдение условий их предоставления. Соблюдение лимитов предоставления отсрочек, рассрочек по уплате федеральных налогов и сборов

4.1. Статьей 72 Федерального закона от 23 декабря 2003 года 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" лимит предоставления в 2004 году налоговых кредитов, рассрочек и отсрочек уплаты федеральных налогов и сборов установлен в сумме не более 1,5 млрд. рублей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2004 года 80 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" лимит предоставления налоговых кредитов, рассрочек, отсрочек по уплате федеральных налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установлен в размере, не превышающем 750 млн. рублей.
В счет этого лимита в 2004 году ФТС России были предоставлены отсрочки на сумму 20,5 млн. рублей, или на 2,7% от суммы установленного лимита. На эту сумму были предоставлены три отсрочки Государственному предприятию "Внешнеэкономическое объединение "Внешстройимпорт", действующему от имени Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, со сроками действия с 21 декабря 2004 года по 21 мая 2005 года, с 28 декабря 2004 года по 28 мая 2005 года и с 29 декабря 2004 года по 29 мая 2005 года. Отсрочки предоставлены на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1997 года 1778-р о привлечении инвестиционного кредита Франции в целях финансирования закупок оборудования и услуг для реконструкции Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, которым определено, что уплата таможенных платежей за оборудование и налога на добавленную стоимость за услуги, закупаемые в счет кредита, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
По данным ФТС России, по состоянию на 17 января 2005 года предоставленные отсрочки по уплате таможенных платежей были погашены в полном объеме.
4.2. В декабре 2003 года ГТК России были предоставлены отсрочки по уплате таможенных платежей ЗАО "Азимут" и ЗАО "Евросервис-сахар" на общую сумму 122,5 млн. рублей, срок погашения которых приходился на 2004 год. На основании письма ЗАО "Евросервис-сахар" срок исполнения обязательств данной организации по отсроченным платежам был увеличен с трех до шести месяцев, в то время как статья 333 Таможенного кодекса Российской Федерации, устанавливающая общие условия изменения срока уплаты таможенных платежей, не предусматривает продление срока действия отсрочки.
4.3. Задолженность участников внешнеэкономической деятельности по уплате отсроченных таможенных платежей на 1 января 2005 года составила 2932,7 млн. рублей. Состав этой задолженности характеризуется следующими данными:
- 114,3 млн. рублей, или 3,9% от общей суммы задолженности, числится за ликвидированными по решениям арбитражных судов организациями, в том числе и организациями-банкротами;
- 1748,2 млн. рублей (59,6%) числится за организациями, по которым осуществляется процедура банкротства;
- 1070,2 млн. рублей (36,5%) числится за организациями, по которым ведется работа по взысканию задолженности.
Списание задолженности по уплате таможенных платежей, безнадежной к взысканию, в 2004 году не производилось.

5. Состояние задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей участников внешнеэкономической деятельности. Организация работы по ее погашению и контролю за своевременностью и эффективностью мер, принимаемых таможенными органами к должникам

5.1. По данным ФТС России, на 1 января 2005 года совокупная задолженность по уплате таможенных платежей, пеней и штрафов составила 73197,6 млн. рублей, в том числе по таможенным платежам - 28898,0 млн. рублей, пеням - 17568,3 млн. рублей, штрафам - 26731,3 млн. рублей. За 2004 год общая сумма задолженности снизилась на 4190,8 млн. рублей, а задолженность по таможенным платежам выросла на 2150,3 млн. рублей.
Статьей 353 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что при неисполнении требования об уплате таможенных платежей и недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать подлежащие уплате таможенные платежи за счет неизрасходованного остатка невостребованных сумм авансовых платежей или денежного залога либо иного имущества плательщика.
Обращение взыскания на суммы авансовых платежей или денежного залога производится в течение сроков хранения этих средств на счете таможенного органа. Вместе с тем в 2004 году Московской южной таможней при учете таможенных платежей проведена неправомерная операция по взысканию 29,8 млн. рублей задолженности по налогам и пошлинам за счет авансовых платежей участников внешнеэкономической деятельности, произведенных в 1996-1999 годах, в то время как счета этой таможни были закрыты в 1999 году в связи с переходом на обслуживание в Федеральное казначейство и остатки неиспользованных авансовых платежей, за счет которых производилось взыскание, были перечислены в доход федерального бюджета.
5.2. Имели место факты несвоевременного перечисления таможенными органами в федеральный бюджет сумм, уплаченных в счет погашения задолженности по таможенным платежам.
В 2004 году на счете ФТС России по учету таможенных платежей находились средства, поступившие в счет погашения задолженности перевозчиков, образовавшейся вследствие недоставки товаров международными дорожными перевозками за период с 23 декабря 2002 года по 30 декабря 2003 года в сумме 8,5 млн. долларов США. В 2004 году из этой суммы было идентифицировано по видам налогов и перечислено в федеральный бюджет только 7,4 млн. долларов США.
Не были перечислены в федеральный бюджет в 2004 году денежные средства в сумме 0,4 млн. долларов США, поступившие от Ассоциации международных автомобильных перевозчиков в счет погашения задолженности перевозчиков по уплате таможенных платежей и идентифицированные таможенными органами по видам налогов и пошлин. В 2004 году не были идентифицированы по видам налогов и пошлин и перечислены в бюджет средства в сумме 0,7 млн. долларов США, поступившие на счет ФТС России в 2002-2003 годах от Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.
Кроме того, не были идентифицированы по видам таможенных платежей и не перечислены в доход федерального бюджета (по состоянию на 20 июня 2005 года) денежные средства в сумме 2,3 млн. долларов США, уплаченные Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков в счет погашения задолженности перевозчиков 26 мая, 5 июля и 27 сентября 2004 года.
5.3. Статьей 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что орган, вынесший постановление о назначении административного наказания, прекращает его исполнение в случае истечения срока давности исполнения постановления. Срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленный Кодексом, составляет один год со дня его вступления в законную силу.
В 2004 году имели место случаи, когда таможенные органы не успевали произвести взыскание штрафных санкций с участника внешнеэкономической деятельности в указанный срок исполнения постановления о назначении административного наказания за правонарушения в области таможенного дела. Вместе с тем законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность списания таможенными органами задолженности по уплате указанных штрафных санкций.
По состоянию на 1 января 2005 года сумма задолженности участников внешнеэкономической деятельности перед федеральным бюджетом по уплате штрафов по постановлениям таможенных органов о назначении административного наказания с истекшим сроком исковой давности его исполнения составила 18046,1 млн. рублей.

6. Обоснованность предоставления льгот по уплате налогов и других обязательных платежей участникам внешнеэкономической деятельности. Общая сумма предоставленных льгот

6.1. В 2004 году общая сумма льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных участникам внешнеэкономической деятельности на основании законодательных актов Российской Федерации и международных договоров, составила 69854,5 млн. рублей, что на 34,9% больше, чем в 2003 году. Льготы участникам внешнеэкономической деятельности предоставлены по следующим основаниям:

Виды предоставленных льгот2003 г.,млн. руб.2004 г.2004 г. в% к 2003 г.
млн. руб.в% к итогу
Сумма, на которую предоставлены льготы, всего51763,569854,5100,0134,9
в том числе:    
по товарам, ввозимым на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области и вывозимым из нее 25428,529053,041,6114,3
по товарам, ввозимым в качестве вклада иностранных инвесторов в уставные (складочные) капиталы организаций с иностранными инвестициями1955,42508,53,6128,3
по технологическому оборудованию, комплектующим и запасным частям к нему, ввозимым в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций5552,53719,05,367,0
по товарам, ввозимым в качестве гуманитарной помощи744,6261,40,435,1
по товарам, ввозимым в качестве технической помощи516,9470,20,791,0
по товарам, ввозимым для реабилитации инвалидов, медицинской технике, линзам и оправам для очков, а также сырью и комплектующих для их производства4684,75000,37,1106,7
по товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации в рамках соглашений о разделе продукции4904,213992,320,0в 2,9 раза
по товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации с предоставлением льгот, предусмотренных отдельными международными договорами3437,17685,111,0в 2,2 раза
по ввозимым судовым запасам, ввозимой продукции морского промысла 1394,02275,73,3в 1,6 раза
по средствам автомобильного транспорта и автомобильным компонентам, производимым в рамках реализации инвестиционных проектов2358,84102,35,9в 1,7 раза
по другим товарам786,8786,71,199,99


6.2. На основании Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года 5003-1 "О таможенном тарифе" и постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 года 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" иностранным инвесторам в 2004 году предоставлены льготы по уплате ввозной таможенной пошлины по товарам, ввезенным на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, на сумму 2508,5 млн. рублей. По сравнению с 2003 годом сумма этих льгот возросла на 28,3 процента.
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 года 883 установлено, что данная льгота распространяется только на товары, относящиеся к основным производственным фондам. Вместе с тем законодательством Российской Федерации не определено содержание понятия "основные производственные фонды", что допускает субъективизм при отнесении к основным производственным фондам товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями. Так, в 2004 году были ввезены с предоставлением льготы по уплате ввозной таможенной пошлины аквариумы, укомплектованные воздушными насосами, которые в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности должны быть отнесены к товарной позиции "посуда столовая и кухонная, стеклянная, принадлежности туалетные и канцелярские, стеклянные изделия для домашнего убранства или аналогичных целей".
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость. Однако само понятие "технологическое оборудование", критерии отнесения ввозимых товаров к технологическому оборудованию законодательством Российской Федерации также не определены. Таким образом, создается возможность произвольного отнесения таможенными органами к технологическому оборудованию любого ввозимого на территорию Российской Федерации оборудования.

Выводы

Учет платежей участников внешнеэкономической деятельности в 2004 году осуществлялся с нарушением бюджетного и таможенного законодательства Российской Федерации. При этом по отдельным нарушениям необходимых мер не принимается в течение ряда лет.
В нарушение статьи 243 Бюджетного кодекса Российской Федерации, запрещающей в процессе исполнения федерального бюджета осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства, в 2004 году для учета таможенных платежей использовались счета, открытые таможенным органам.
Не решен должным образом вопрос инкассации наличных денежных средств из касс таможенных органов. Только часть этих средств инкассируется через отделения Российского объединения инкассации. Большая часть наличных денежных средств инкассируется из касс таможенных органов привлекаемыми для этого различными кредитными организациями. При этом инкассированные денежные средства учитывались на счетах таможен, что является нарушением указанной нормы статьи 243 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Проверкой выявлены факты неполного перечисления таможенных платежей в доход федерального бюджета. В 2004 году не были перечислены ФТС России в федеральный бюджет таможенные платежи, оформленные в установленном порядке, в сумме 25601,3 млн. рублей. Эти платежи не были учтены и в отчете о поступлении в федеральный бюджет в 2004 году налогов и других обязательных платежей участников внешнеэкономической деятельности. В то же время в результате несвоевременного оформления ФТС России платежных документов на перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет в отчет о поступлении налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет, контролируемых ФТС России, за 2004 год были неправомерно включены таможенные платежи 2003 года в сумме 5762,0 млн. рублей.
Отдельные показатели отчета ФТС России о поступлении налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет в 2004 году были искажены в связи с неправильной их классификацией.
ФТС России осуществляет недостаточный контроль за погашением задолженности участников внешнеэкономической деятельности по уплате таможенных платежей. По данным ФТС России, на 1 января 2005 года совокупная задолженность по уплате таможенных платежей, пеней и штрафов составила 73197,6 млн. рублей, в том числе по таможенным платежам - 28898,0 млн. рублей, пеням - 17568,3 млн. рублей, штрафам - 26731,3 млн. рублей. За 2004 год общая сумма задолженности снизилась на 4190,8 млн. рублей, а задолженность по таможенным платежам выросла на 2150,3 млн. рублей.
Значительные средства не поступают в федеральный бюджет в связи с нечетким правовым регулированием применения таможенных преференций при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями и технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Законодательством Российской Федерации не определено содержание понятий "основные производственные фонды" и "технологическое оборудование", что создает возможность призвольного отнесения таможенными органами товаров, ввозимых на территорию Рсийской Федерации, к основным производственным фондам и технологическому оборудованию.

Предложения

По результатам проверки предлагается:
- направить ФТС России представление Счетной палаты Российской Федерации для принятия мер по устранению выявленных недостатков в работе по исполнению федеральнго бюджета;
- учесть материалы проверки при подготовке заключения Счетной палаты Российской Федерации по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2004 год.

Аудитор Счетной палаты
Российской Федерации
В. Г. ПАНСКОВ