13.10.21

В стране на учете каждое бревно, а эшелоны леса идут за границу

На вопросы о незаконных рубках леса, запрете на экспорт «кругляка», системе электронного контроля за лесной отраслью России ЛесЕГАИС и о многом другом ответил заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Вячеслав Спиренков.

Владимир Станулевич: Сколько леса в стране заготавливается нелегально?

Вячеслав Спиренков: Статистические сведения об объемах незаконной рубки лесных насаждений представляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, раз в полгода.

Так, за I полугодие 2021 года по представленным данным, выявленный объем незаконной рубки составил 308,9 тыс. куб. м. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года он снизился на 39%.

Владимир Станулевич: В лесу по системе ЛесЕГАИС на учет ставится чуть не каждое бревно. Какие у этой электронной системы контроля плюсы и минусы?

Вячеслав Спиренков: ЛесЕГАИС помогает выявлять «хороших» и «плохих» лесопользователей по всем направлениям: аренда, заготовка, перевозка, продажа древесины.

В ЛесЕГАИС реализована возможность прослеживания цепочек поставок древесины, возможность сопоставления сведений по сортиментному и породному составу из правоустанавливающих документов на заготовку древесины с объемом продаваемой древесины.

Усиление государственного контроля с помощью ЛесЕГАИС помогает снизить экспорт древесины сомнительного происхождения.

Что касается плюсов и минусов системы, то если раньше лесопользователь заявлял, что по договору купли-продажи он заготовил 1000 кубометров древесины, мы не могли этого проверить. Древесина перевозилась «обезличенной», и формально заготовитель мог провезти еще какой-то неучтенный лес. С 1 января 2022 года доработанная система закрывает эту лазейку, каждая машина с древесиной будет отслеживаться в электронной системе. Теперь будет известно, сколько древесины продано, а сколько перевезено с места заготовки до пункта обработки, переработано и так далее. Вся цепочка движения древесины станет прозрачной. Это исключает риск попадания на рынок незаконно заготовленного леса. Все сопроводительные документы станут отображаться в ЛесЕГАИС. Маршруты лесовозов и объемы грузов также будут отслеживаться с помощью современных технологий.

У ЛесЕГАИС есть эффективные «зоны роста». Совместно с лесопользователями мы продолжаем искать варианты дальнейшей модернизации существующей системы и учтем эти наработки при создании Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК). Чтобы создать еще более привлекательные условия для ответственных лесопользователей в отрасли и невыносимые для тех, кто пытается совершать сделки в обход государства, предстоит еще несколько серьезных апгрейдов системы учета древесины.

Владимир Станулевич: Будет ли «переходный период» к внедрению новой версии ЛесЕГАИС, чтобы предприятия к ней полностью приготовились?

Вячеслав Спиренков: Модернизация системы ЛесЕГАИС и ее тестирование в июле 2021 года были проведены во исполнение поручений президента Российской Федерации с учетом плана мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса, утвержденного правительством России. Эксперимент по тестированию модернизированной ЛесЕГАИС длился в течение полугода — с 1 января по 30 июня 2021 года. В тестировании принимали участие ограниченное количество пользователей — они детально отработали механизмы отслеживания цепочек поставок древесины от заготовки до конечного потребителя.

С 1 июля 2021 года модернизированная по результатам эксперимента ЛесЕГАИС работает на постоянной основе в масштабах всей страны. Тестирование позволило задать любые вопросы федеральным властям, которые накопились у лесопользователей. В итоге разработаны подробные пошаговые инструкции по работе с новым функционалом. Это позволило перейти на работу по новым правилам плавно и с минимальными рисками.

С 1 января 2022 года планируется к запуску обновленная версия ЛесЕГАИС. Внедряться она будет аналогичным способом.

Владимир Станулевич: Каков итог пилотного проекта по лесному надзору в ряде регионов РФ, в том числе в Архангельской области?

Вячеслав Спиренков: В рамках пилотного проекта в соответствии с постановлением правительства России до 31 декабря 2021 года включительно на территории Архангельской и Иркутской областей Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет федеральный государственный лесной надзор (за исключением патрулирования лесов) на землях лесного фонда. Иркутская область была выбрана в качестве пилота по вполне понятным причинам — как многолетний лидер среди регионов по нелегальной рубке леса. Архангельская же область была названа в числе пилотных как регион, максимально показательный для такого рода эксперимента: территория с развитым лесопромышленным комплексом, в сфере лесозаготовок представлены разномасштабные предприятия, от гигантских до малого бизнеса, транспортировка древесины осуществляется всевозможными видами транспорта — очень удобный полигон для отработки новаций лесного законодательства.

В этих условиях основной акцент сделан на дистанционные методы выявления нарушений. Используя космические снимки за разные периоды времени, дешифрируя информацию, мы выявляем различные нарушения в деятельности лесозаготовительных организаций, причем не только при заготовке древесины, но и при выполнении обязательств по лесовосстановлению, уходу за лесами, обеспечению противопожарного обустройства лесных участков, переданных в аренду. И хотя итоги проекта подводить еще рано, уже сейчас можно отметить, что и количество выявленных правонарушений, и привлечение к ответственности лиц, их совершивших, значительно увеличилось.

Владимир Станулевич: Как Вы оцениваете подготовку вузами кадров лесной отрасли? Что делает Рослесхоз, чтобы повысить их качество?

Вячеслав Спиренков: В настоящее время подготовку кадров для лесного хозяйства осуществляют около 50 вузов, 8 из которых входят в Ассоциацию лесного образования и осуществляют полный спектр профильной подготовки лесных специалистов.

Ежегодный выпуск по направлению «Лесное дело» составляет более 2000 специалистов. Для обеспечения лесного хозяйства профессиональными кадрами необходимо формирование непрерывной системы лесного образования — начиная от деятельности школьных лесничеств, которые по сути являются начальным звеном в системе непрерывного лесного образования, и заканчивая профессиональным развитием специалистов лесного хозяйства в рамках реализации дополнительного профессионального образования.

В связи с этим особое внимание Рослесхоз уделяет развитию движения школьных лесничеств, так как именно там закладывается основа для формирования будущих специалистов лесного хозяйства. В отрасль приходят молодые кадры, которые вполне осознанно, еще со школьной скамьи, выбрали свою будущую профессию.

Также актуальны вопросы повышения уровня знаний и квалификации уже работающих в лесной отрасли специалистов. В ведении Рослесхоза находятся 2 института повышения квалификации: Всероссийский институт повышения квалификации руководителей и специалистов лесного хозяйства (г. Пушкино Московской области) и Институт повышения квалификации работников лесного хозяйства (г. Дивногорск Красноярского края).

Институты осуществляют обучение по образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации по вопросам государственного управления лесами, воспроизводства, охраны, защиты, использования лесов, лесоучетных работ, а также проводят обучающие семинары и выездные занятия. На базе указанных институтов ежегодно повышают свою квалификацию и проходят профессиональную переподготовку более 1500 работников лесного хозяйства.

Владимир Станулевич: Что даст экономике страны запрет с 2022 года экспорта круглого леса и не останутся ли без работы жители отдаленных районов Сибири?

Вячеслав Спиренков: Да, действительно, с 1 января 2022 года прекращается вывоз с территории России необработанных и грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород. Запрет коснется деятельности порядка 4 тысяч организаций, которые, по данным системы ЛесЕГАИС, в 2020 году занимались экспортом древесины. Согласно информации ФТС России, в 2020 году объем экспорта необработанных лесоматериалов в целом по России составил 15,5 млн м3, или 7,2% от общего объема заготовленной древесины. Среди регионов с наибольшими объемами экспорта круглых лесоматериалов следует отметить Хабаровский край (2,7 млн м3), Вологодскую область (2,2 млн м3), Иркутскую область (1,9 млн м3), Приморский край (1,6 млн м3), Ленинградскую область (1 млн м3), Красноярский край (0,8 млн м3), Карелию (0,7 млн м3). На долю этих субъектов приходится 70% всего экспорта необработанных лесоматериалов страны.

В стоимостном выражении основная доля экспорта необработанной древесины приходится на Дальний Восток — 42%. В среднем по России это показатель составляет 12%. Поэтому, чтобы минимизировать возможные риски от запрета экспорта необработанной древесины и нарастить перерабатывающие мощности, нужны меры поддержки, и прежде всего — в отношении Дальневосточного федерального округа.

Минэкономразвития России, Минвостокразвития России и Минпромторг России подготовили пакет мероприятий по стимулированию глубокой переработки древесины на территории Дальнего Востока. Дорожная карта содержит как системные меры поддержки для всех субъектов Дальневосточного федерального округа — проведение лесоустройства под новые инвестиционные проекты, стимулирование строительства лесных дорог — так и адресные меры поддержки лесопромышленных предприятий Дальнего Востока. Речь идет о субсидировании логистических затрат, части затрат на создание дополнительных мощностей по переработке древесины, компенсации затрат на электроэнергию, обеспечение собственной сырьевой базой созданных лесоперерабатывающих мощностей.

Дорожная карта предполагает и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере лесных отношений.

Владимир Станулевич: Природоохранная прокуратура стала возбуждать дела против арендаторов лесных делянок о причинении ущерба животному миру. Не абсурд ли это?

Вячеслав Спиренков: Законодательство предусматривает, что юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на компенсацию ущерба. Возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется также в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии — исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

Так, решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 25 апреля 2017 года были удовлетворены исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора, предъявленные к АО «Группа «Илим», о возмещении ущерба, причиненного в 2013 — 2015 годах объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины, в размере 8,5 млн руб. Установив, что на арендованных заявителем участках леса ведется заготовка древесины (рубка спелых и перестойных лесных насаждений) и ее вывоз, в связи с чем задействована техника и технологические механизмы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт антропогенного воздействия производственной деятельности человека на окружающую среду является очевидным и доказыванию не подлежит. Заявитель подал апелляцию и после проведенных в судах различных инстанций разбирательств Конституционный суд Российской Федерации вынес окончательное решение о правомерном привлечении к ответственности с соответствующим возмещением вреда как за нарушение лесного законодательства, так и за нарушения законодательства об охотничьих ресурсах и животном мире. Этот случай стал прецедентом для возникновения подобных исков и в других регионах страны.

Владимир Станулевич: В 2013 году президент поручил помочь предприятиям в строительстве лесных дорог. Почему поручение не выполнено?

Вячеслав Спиренков: Строительство лесных дорог как объекта лесной инфраструктуры предусматривается Лесным кодексом. Но механизм возмещения затрат бизнесу законодательством не предусмотрен. Одной из мер стимулирования бизнеса Рослесхоз считает создание государственно-частного и муниципально-частного партнерств при строительстве лесной инфраструктуры. Соответствующие предложения обсуждаются с Минприроды России и Минпромторгом России.

Кроме того, с 1 января 2023 года, согласно приказу Минэкономразвития России, компаниям, реализующим инвестиционные проекты, будут возмещаться средства на создание, модернизацию и (или) реконструкцию лесных дорог. Стратегия развития лесного комплекса до 2030 года также предполагает возмещение и компенсацию бизнесу часть затрат на строительство и законодательное закрепление понятия «лесная дорога».

Владимир Станулевич

REGNUM