22.02.06

Реальное противодействие серому импорту возможно только экономическими методами, считают автодилеры

Именно в связи с одной из серых схем автомобильного импорта сейчас ведется уголовное дело по ч. 4 ст. 188 УК РФ (контрабанда) в отношении Григория Брудного, совладельца известного петербургского автодилера Gregory's Cars. Эксклюзивные автомобили таких марок, как Ferrari, Rolls Royce, Bentley, Aston Martin, Maserati, Porsche, Wiesmann Roadster, которые впоследствии продавались в автосалоне Gregory's Cars, формально ввозились по генеральным доверенностям, оформленным на физических лиц, в частности, пенсионеров и студентов (по данным пресс-службы департамента экономической безопасности МВД России).

"Ввоз через физлица -- это самая распространенная в автобизнесе серая схема", -- считает Алексей Голубятников, руководитель отдела продаж Mitsubishi ООО "Карлайн".

Она дает возможность избежать уплаты налогов при продаже автомобилей, так как формально продавцами выступают физические лица, а автосалон получает комиссию.

Как платят меньше

Также имеют применение и другие серые схемы. Одна из них -- это ввоз по заниженной стоимости. Снижение таможенной стоимости предполагается для битых, старых атомобилей. Также схемой может оказаться ввоз автомобиля, к примеру, через Калининград. Статус особой экономической зоны предполагает льготный налоговый и таможенный режим.

Двойной НДС

Одна из причин ухода автодилеров в серые схемы -- несовершенство законодательной базы. "Существующие законы загоняют в тень автосалоны, торгующие подержанными автомобилями, -- считает Вячеслав Жигалов, председатель совета директоров ООО "Ауди Центр Петербург" (48077)*, -- им невыгодно продавать автомобили от своего лица, поэтому применяется комиссионная продажа от имени физических лиц. С проданного салоном физическому лицу автомобиля нужно заплатить НДС. При выкупе у физлица автомобиля обратно НДС к возмещению не подается. При следующей продаже другому физлицу того же автомобиля НДС снова нужно уплатить. То есть НДС приходится заплатить дважды. В таких условиях нормально могут существовать только официальные дилеры, торгующие новыми автомобилями".

Кнутом и пряником

Пресечь схемы серого импорта в автобизнесе можно только экономическим путем, считает Вячеслав Жигалов: "Пока будет сохраняться такая ситуация в законодательстве, что ввозить автомобили через физлица дешевле, ничего не изменится -- серый ввоз иномарок не прекратится. Необходимо менять законы и пошлины".

Деловай Петербург 22.02.06